Объектом настоящего исследования является поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Предмет исследования: хронотоп поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Сложное и интересное отношение пространства и времени - это один из любимых приёмов Гоголя. Нам захотелось разобраться в особенностях хронотопа писателя, этим и объясняется наш выбор темы.

Цель работы: определить, что включает в себя понятие хронотопа; посмотреть, как хронотоп «работает» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Гипотеза: мы предполагаем, что сложный хронотоп в произведениях Н.В. Гоголя - важный способ выражения авторской позиции.

Разработанность темы исследования.

Говоря о пространстве и времени в литературе, следует упомянуть работы Михаила Михайловича Бахтина, известного русского философа и литературоведа.
Под хронотопом (от греческих слов «время» и «место») М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Бахтин в своей работе писал: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. …».
Исходя из содержания работ Бахтина, хочется ещё раз подчеркнуть важность хронотопа в литературе, именно он определяет жанр произведения. Фраза что образ человека в литературе всегда хронотопичен, можно истолковать так: «образ человека в произведениях всегда отражает время, в которое этот человек живёт».

В литературоведении существует значительное количество работ, которые в той или иной мере обращены к исследованию дороги-пути. Ю.М. Лотман говорит о дороге как об универсальной форме организации пространства.

Е.В. Треногина сравнивает пространство дороги в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.И. Карпенко рассматривает дорогу как фольклорный мотив в творчестве Н.В. Гоголя. Проблемы иерархичности, многофункциональности, разноплановости пространства у Гоголя стали предметом исследований Ю.В. Манна . Но все работы не содержат детального изучения хронотопа поэмы (больше говорится о хронотопе всего творчества Гоголя, о его эволюции) и написаны языком научным, что осложняет понимание материала. Это и определило тему нашего исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она дает представление о хронотопе дороги как о теоретико-литературном понятии, знакомит с возможностями игры писателя с текстом, с читателями.

Практическое значение исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в школьном преподавании при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Положения, выносимые на защиту:

1. Хронотоп дороги выступает важным элементом, организующим художественное пространство поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Хронотоп дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» играет важную сюжетообразующую роль и имеет свою специфику. Хронотоп дороги в романтической прозе характеризуется авантюрным временем, которое позволяет писателям использовать пространство и время дороги для различных неожиданных встреч, по ходу повествования решающим образом влияющих на судьбу героев и на развитие сюжета.

3. Пространственно-временные характеристики дороги в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя отражают ярко выраженные черты действительности, являются связующим звеном единой системы художественных образов данного произведения. Дорога в «Мертвых душах» наполняется глубоким художественно-философским смыслом, когда из реальной дороги главного героя перерастает в метафорическую тему дороги как тему нравственного развития человека или, бесконечно расширяясь, переходит в дорогу всей страны.
Автор: Миронова Виктория
Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора
МОУ: Харанорская СОШ № 40 класс10Б

Похожие сочинения

  1. Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. Какую роль отводит этому персонажу автор?...смотреть целиком
  2. Школьное сочинение на тему особенности жанра «Мертвые души»
    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость...смотреть целиком
  3. Процесс деградации помещичьего класса в поэме «Мертвые души»
    Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений...смотреть целиком
  4. Образы крестьян в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
    На важность крестьянской темы в произведении Н.В.Гоголя указывает уже его название. Проблема народа, его социального положения и дальнейшей судьбы является в поэме одной из центральных. Гоголь раскрывает разные грани народного характера. Он показывает...смотреть целиком
  5. Манилов 4
    Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...смотреть целиком
  6. Быт и нравы губернского города NN
    «Мертвые души» - главное произведение Н.В.Гоголя по глубине художественных открытий и обобщений. В первом томе показана, по меткому определению автора, вся Русь «с одного боку». Гоголь, используя свой жанр путешествия, рисует множество разнообразных...смотреть целиком
  7. Быт и нравы Манилова
    Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй...смотреть целиком