Объектом настоящего исследования является поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Предмет исследования: хронотоп поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Сложное и интересное отношение пространства и времени - это один из любимых приёмов Гоголя. Нам захотелось разобраться в особенностях хронотопа писателя, этим и объясняется наш выбор темы.

Цель работы: определить, что включает в себя понятие хронотопа; посмотреть, как хронотоп «работает» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Гипотеза: мы предполагаем, что сложный хронотоп в произведениях Н.В. Гоголя - важный способ выражения авторской позиции.

Разработанность темы исследования.

Говоря о пространстве и времени в литературе, следует упомянуть работы Михаила Михайловича Бахтина, известного русского философа и литературоведа.
Под хронотопом (от греческих слов «время» и «место») М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Бахтин в своей работе писал: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. …».
Исходя из содержания работ Бахтина, хочется ещё раз подчеркнуть важность хронотопа в литературе, именно он определяет жанр произведения. Фраза что образ человека в литературе всегда хронотопичен, можно истолковать так: «образ человека в произведениях всегда отражает время, в которое этот человек живёт».

В литературоведении существует значительное количество работ, которые в той или иной мере обращены к исследованию дороги-пути. Ю.М. Лотман говорит о дороге как об универсальной форме организации пространства.

Е.В. Треногина сравнивает пространство дороги в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.И. Карпенко рассматривает дорогу как фольклорный мотив в творчестве Н.В. Гоголя. Проблемы иерархичности, многофункциональности, разноплановости пространства у Гоголя стали предметом исследований Ю.В. Манна . Но все работы не содержат детального изучения хронотопа поэмы (больше говорится о хронотопе всего творчества Гоголя, о его эволюции) и написаны языком научным, что осложняет понимание материала. Это и определило тему нашего исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она дает представление о хронотопе дороги как о теоретико-литературном понятии, знакомит с возможностями игры писателя с текстом, с читателями.

Практическое значение исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в школьном преподавании при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Положения, выносимые на защиту:

1. Хронотоп дороги выступает важным элементом, организующим художественное пространство поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Хронотоп дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» играет важную сюжетообразующую роль и имеет свою специфику. Хронотоп дороги в романтической прозе характеризуется авантюрным временем, которое позволяет писателям использовать пространство и время дороги для различных неожиданных встреч, по ходу повествования решающим образом влияющих на судьбу героев и на развитие сюжета.

3. Пространственно-временные характеристики дороги в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя отражают ярко выраженные черты действительности, являются связующим звеном единой системы художественных образов данного произведения. Дорога в «Мертвых душах» наполняется глубоким художественно-философским смыслом, когда из реальной дороги главного героя перерастает в метафорическую тему дороги как тему нравственного развития человека или, бесконечно расширяясь, переходит в дорогу всей страны.
Автор: Миронова Виктория
Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора
МОУ: Харанорская СОШ № 40 класс10Б