Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» - это развёрнутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный диалог. Отрывок насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, отражающими восхищение автора силой, стремительностью, неудержимостью тройки, являющейся образом Руси. Используемая в отрывке возвышенная лексика помогает выразить авторское восхищение и любовь к родине: «необгонимая», «созерцатель», «неведомая», «вдохновенная богом»… Также все эпитеты, обращённые к Руси, показывают мощь и огромную скорость, с которой она летит куда-то. Это такие эпитеты, как «бойкая необгонимая тройка», «божьим чудом», «наводящее ужас движение», «неведомая сила», «неведомых светом конях», «вдохновенная богом», «чудным звоном», «разорванный в куски воздух». Олицетворения помогают создать живой образ Руси, а также показать, как всё вокруг расступается, открывая ей дорогу. Это следующие олицетворения: «ды
мится дорога», «гремят мосты», «вихри сидят в гривах», «заливается колокольчик», «гремит воздух», «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В тексте также используются сравнения, которые, помимо основного сравнения Руси с тройкой, усиливают эффект быстроты движения, стремительности: «молния ли это, сброшенная с неба?», «одни вытянутые линии, летящие по воздуху». Метафора «медные груди» показывает прочность, нерушимость, твёрдость, могущество несущейся Руси-тройки, её целеустремлённость. Чтобы показать огромное количество чувств, переполнябщех автора, которые нельзя полностью передать ловами, автор использует умолчание. Для поэтичного и возвышенного звучания слов используется инверсия: «что бойкая необгонимая тройка несёшься», «дымом дымится под тобою дорога», «неведомая сила заключена», «чудным звоном заливается колокольчик», и другие. В отрывке используются сложные синтаксические конструкции. В основном это сложные бессоюзные предложения и простые предложения, осложнённые одноро
дными членами, причастными и деепричастными оборотами, обращениями. Ярко выражена эмоциональная окраска, используются восклицательные предложения. Вопросительные предложения показывают, что автор ведёт диалог с Русью. Особенно этот диалог виден в предложении: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа».
Многообразие средств языка придаёт отрывку красочность, насыщенность и образность, выражает авторские мысли, чувства и надежды на стремительные перемены в жизни России.

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особен¬но привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. «Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся...смотреть целиком
  3. Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»
    Переходим к особенностям речи Коробочки. Коробочка — это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует Гоголь), и это великолепно отражается её речи. «Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был...смотреть целиком
  4. ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...смотреть целиком
  5. Чичиков. Образ, жизненный путь, его многоликость и типичность
    Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырож­дения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, «подлеца», «приобретателя» буржуазной...смотреть целиком
  6. Персонажи и биографии в поэме «Мёртвые души»
    В поэме «Мёртвые души» Гоголь наделяет биографиями не всех своих персонажей, а только двоих из них: самого Чичикова и Плюшкина. Автор прослеживает жизненный путь своих героев, чтобы показать, почему они стали именно такими, какими явля­ются сейчас. Но...смотреть целиком
  7. Чичиков и губернское общество (По роману Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной...смотреть целиком