В кабинете Манилова взору предстает такая выразительная деталь, как горки золы, "расставленные не без старания очень красивыми рядками" (хозяин непрерывно курит трубку, предлагая закурить и гостю), - символ пустопорожнего времяпрепровождения, прикрытого улыбкой, приторной вежливостью, воплощение праздности, безделья героя, отдающегося бесплодным мечтаниям... Или лежащая в кабинете Манилова "какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". (При этом Гоголь не уточняет названия книги. Манилову неважно, что он читает, его не интересует содержание книги; в основе такого "чтения" тот же логический абсурд.) Нечитаемая книга - символ, признак отсутствия реальной умственной деятельности героя.

Среди деталей интерьера жилой комнаты Коробочки привлекает внимание комод, где, кроме белья и прочего, еще помещаются "пестрядевые мешочки". В один хозяйка вкладывает "целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки"...(44). И все копит, копит, копит... Коробочка стала рабыней этих мешочков, в которых деньги лежат мертвым грузом. Такая деталь превращается в символ крайней ограниченности героини, ее внутреннего убожества, скопидомства, бессмысленного накопления. А стоящие посреди огорода для отпугивания птиц несколько чучел, на одно из которых "надет был чепец самой хозяйки"?

Эта деталь символизирует тот же комизм скрупулезной бережливости коллежской секретарши, копящей неизвестно для кого и не видящей дальше своего огорода. Помещица ассоциируется с чучелом, как бы уравнивается с ним, от человека у нее лишь внешние контуры. В сущности, Коробочка оказывается вне человеческой жизни.

В кабинете Ноздрева впечатляет такая бытовая "деталь-предмет", как шарманка (практически не нужная здесь вещь). Она "играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: "Мальбруг в поход поехал", а "Мальбруг в поход поехал" неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом". Дело в том, что у нее не все дудки были в порядке. Одна из них, "очень бойкая, никак не хотевшая угомониться... долго еще потом свистела". Такое необузданное поведение "чудодейственной" шарманки символизирует поведение ее владельца, который все делал вдруг, стремительно, без всякого основания, видимо, по причине прирожденной прыти, постоянно перескакивая с предмета на предмет, т.е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. Роль эпизода в поэме
    Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») В поэме "Мертвые души" Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер...смотреть целиком
  3. Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе «Мертвые души»
    Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения...смотреть целиком
  4. Сочинение Гоголь «Мертвые души» Мир помещиков у Гоголя
    Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. «Золотой век» поместного дворянства, ставшего к этому времени, без преувеличения, паразитическим классом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить крепостников-реакционеров?...смотреть целиком
  5. Поэма «Мертвые души» гениальное творение Гоголя
    Сюжет для этого произведения был подсказан Пушкиным. Гоголь так рассказал об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы… Это и был сюжет “Мертвых душ”». Первоначально Гоголь...смотреть целиком
  6. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа над которой длилась около 17 лет, главным произведением своей жизни. В письмах В. Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек... Если совершу...смотреть целиком
  7. "Мещанство - ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге" (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
    Замысел "Мертвых душ" возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: "Боже, как грустна наша Россия?". В 1842 году поэма была опубликована,...смотреть целиком