Учащиеся, которые исследовали образ Плюшкина, сперва выделяют то место в лирическом отступлении в начале главы 6-й, где Гоголь указывает на свой излюбленный прием характеристики человека через окружающие его предметы, вещи, обстановку. В частности, по жилищу помещика автор "старался... угадать, кто таков сам помещик".
Далее школьники заостряют внимание на деталях, бросающихся в глаза Чичикову при въезде в деревню Плюшкина: "бревенчатая мостовая", на которой "бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз"; "особенная ветхость... на всех деревенских строениях"; "огромные клади" господского хлеба, поросшие сверху "всякой дрянью", а сбоку "кустарником"; огород, "обнесенный низкою, местами изломанною городьбою"; помещичий дом, - "сей странный замок" - глядевший "каким-то дряхлым инвалидом", со стенами, которые "ощеливали местами нагую штукатурную решетку", с окнами, "заставленными ставнями или даже забитыми досками"; обветшавшая "толпа" хозяйственных строений.
Ужасающая картина запустения представляется и в доме Плюшкина, о чем красноречиво свидетельствуют такого рода "детали-предметы": "сломанный стул" на столе, паутина на часах "с остановившимся маятником", "прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором", "отломленная ручка кресел", "рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами", навешанные по стенам "тесно и бестолково несколько картин" (среди них и вставленная в раму гравюра какого-то сражения, без стекла, и "огромная почерневшая" картина-натюрморт), люстра в пыли и пр.
Учащиеся подтверждают, что жизнь в усадьбе Плюшкина словно бы остановилась, ощущается атмосфера могилы, смерти. Вещи, заполняющие комнаты, представляют собой хлам. На всем в поместье лежит печать тлена. Поражает абсурдность бытия богатого помещика. Выразителен алогизм: "замок-исполин" в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Нелепость очевидна: запор на воротах - бессмысленность, ибо здесь нечего охранять. Все гниет, все превращается в пыль. Предметы, на которых задерживается взгляд Чичикова, несут на себе отпечаток характера их хозяина, превратившегося в тень от человека. Жажда стяжательства, накопительства, способствуя уничтожению созданных трудом крестьян ценностей, умертвила душу Плюшкина, привела его к полному нравственному падению.
По словам Ю. В. Манна, "излюбленный мотив Гоголя - неожиданное отступление от правила... "Игра природы" не только в домашней утвари, картинах, нарядах, но и в поступках и в мыслях персонажей" . Здесь учитель должен особо подчеркнуть, что "какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ . Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.