Учащиеся, которые исследовали образ Плюшкина, сперва выделяют то место в лирическом отступлении в начале главы 6-й, где Гоголь указывает на свой излюбленный прием характеристики человека через окружающие его предметы, вещи, обстановку. В частности, по жилищу помещика автор "старался... угадать, кто таков сам помещик".

Далее школьники заостряют внимание на деталях, бросающихся в глаза Чичикову при въезде в деревню Плюшкина: "бревенчатая мостовая", на которой "бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз"; "особенная ветхость... на всех деревенских строениях"; "огромные клади" господского хлеба, поросшие сверху "всякой дрянью", а сбоку "кустарником"; огород, "обнесенный низкою, местами изломанною городьбою"; помещичий дом, - "сей странный замок" - глядевший "каким-то дряхлым инвалидом", со стенами, которые "ощеливали местами нагую штукатурную решетку", с окнами, "заставленными ставнями или даже забитыми досками"; обветшавшая "толпа" хозяйственных строений.

Ужасающая картина запустения представляется и в доме Плюшкина, о чем красноречиво свидетельствуют такого рода "детали-предметы": "сломанный стул" на столе, паутина на часах "с остановившимся маятником", "прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором", "отломленная ручка кресел", "рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами", навешанные по стенам "тесно и бестолково несколько картин" (среди них и вставленная в раму гравюра какого-то сражения, без стекла, и "огромная почерневшая" картина-натюрморт), люстра в пыли и пр.

Учащиеся подтверждают, что жизнь в усадьбе Плюшкина словно бы остановилась, ощущается атмосфера могилы, смерти. Вещи, заполняющие комнаты, представляют собой хлам. На всем в поместье лежит печать тлена. Поражает абсурдность бытия богатого помещика. Выразителен алогизм: "замок-исполин" в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Нелепость очевидна: запор на воротах - бессмысленность, ибо здесь нечего охранять. Все гниет, все превращается в пыль. Предметы, на которых задерживается взгляд Чичикова, несут на себе отпечаток характера их хозяина, превратившегося в тень от человека. Жажда стяжательства, накопительства, способствуя уничтожению созданных трудом крестьян ценностей, умертвила душу Плюшкина, привела его к полному нравственному падению.

По словам Ю. В. Манна, "излюбленный мотив Гоголя - неожиданное отступление от правила... "Игра природы" не только в домашней утвари, картинах, нарядах, но и в поступках и в мыслях персонажей" . Здесь учитель должен особо подчеркнуть, что "какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ . Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.

Похожие сочинения

  1. Чичиков. Образ, жизненный путь, его многоликость и типичность
    Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырож­дения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, «подлеца», «приобретателя» буржуазной...смотреть целиком
  2. ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ
    При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг - множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно...смотреть целиком
  3. Дорога и путь - это одна из главных тем "Мертвых душ"
    Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842...смотреть целиком
  4. Причины, обусловившие характер Чичикова
    Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности и меткости русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении намеченным Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи образной и меткой, боль...смотреть целиком
  5. Похождения Чичикова: Держи, держи, кричал Чичиков Селифану
    Похождения Чичикова: Держи, дДиковинный сон... Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью «Мертвые души», шутник-Сатана открыл двери. Зашевелилось мертвое царство и потянулась из него бесконечная вереница. Манилов...смотреть целиком
  6. Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»  Новое!
    В творчестве Гоголя получает развитие критическое направление русского реализма. Герои поэмы «Мертвые души» уже не вызывают такого горячего сочувствия, как Чацкий, Онегин, Печорин… С позиции живой, народной России автор смеется над мертвецами и уродами...смотреть целиком
  7. «Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»  Новое!
    Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, – герой нашего времени… В. Г. Белинский Первый том поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» вышел в свет в мае 1842 года. Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного...смотреть целиком