"Второй Чадаев, мой Евгений…" Евгений Онегин.

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества". С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса". Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью. Оппози-ционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"), Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне". Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов: Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет… А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".


Похожие сочинения

  1. Н. В. ГОГОЛЬ О НАЗНАЧЕНИИ ХУДОЖНИКА В "МЕРТВЫХ ДУШАХ"
    Повесть “Мертвые души” можно по праву назвать лучшим произведением Николая Васильевича Гоголя. По словам В. Г. Белинского, вся творческая жизнь писателя до работы над ней была лишь предисловием и подготовкой к этому поистине гениальному творению. “Мертвые души”...смотреть целиком
  2. ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать как...смотреть целиком
  3. Грустный смех автора в поэме «Мертвые души»
    Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил В.Г. Белинский, давая дорогу в большую литературу будущему автору «Мертвых душ». Но к гоголевскому смеху примешана далеко не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и...смотреть целиком
  4. Сюжет о «мертвых душах» в одноименном романе Гоголя
    В 30-е годы XIX века Н.В.Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и поэтому радостно воспринимает «подсказку» Пушкина — сюжет о «мертвых душах». 292 литература В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию...смотреть целиком
  5. Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»
    I. Плюшкин в ряду героев-скупцов в мировой литературе: Шейлока В. Шекспира, Гобсека О. Бальзака, Скупого рыцаря А. Пушкина. Сходство и отличие его от этих героев. Скупец-расточитель - суть характера Плюшкина. П. Особое место Плюшкина в системе персонажей...смотреть целиком
  6. Сатирическое изображение чиновничества и помещиков в поэме «Мертвые души»  Новое!
    Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. В.Г. Белинский В своей поэме Гоголь светом сатиры беспощадно бичует чиновников. Они как коллекция странных и неприятных насекомых, собранная автором. Не очень привлекательный образ, но...смотреть целиком
  7. «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники
    «Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое...смотреть целиком