Страница: [ 1 ]  2  

«Мертвые души» все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — «с подлинным верно». В. Розанов
Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского слова, гигантом философской мысли. Наверное, только Пушкин удостоился стольких восхищенных отзывов о своем творчестве от русских мыслителей. Особенно ярко Гоголь заявил о себе поэмой «Мертвые, души». Это произведение никого не оставило равнодушным. Споры возникали даже вокруг определения жанра этого произведения. Почему поэма?

Столько проявлений мятежного русского духа и резкой полемики с окружающим миром дает Гоголь в своем произведении.

Мое понимание авторской позиции в «Мертвых душах» в большей части я основываю на высказываниях о поэме великих русских мыслителей. Например, Герцен сказал: «Эта книга — горький упрек современной Руси, но не безнадежный; там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность». Лично я считаю, что противоречия специально заложены автором в произведение, чтобы ярче выразить положительные моменты русской жизни. Вспомним, сколько в романе светлых лирических отступлений, радующих читателя настоящей поэзией, поэтому Гоголь и назвал «Мертвые души» поэмой, хотя написаны они прозаическим языком. Значит, в названии также можно уловить отношение автора к российской жизни. Поэма явно задумана как эпическое произведение, где автор ставит перед собой глобальные задачи — отобразить, как в зеркале, жизнь России той эпохи. Что касается язвительного языка во многих отрывках произведения, так он свойствен Гоголю. Вспомним, что ирония Гоголя появляется в разных его вещах, например в «Ревизоре», «Тарасе Бульбе». Особенно ироничен Гоголь в своих знаменитых «Выборных местах из переписки с друзьями». Если кто обратил внимание на письма Гоголя, то наверняка заметил, что он ко всем относится с разным эмоциональным настроем. Пушкина Гоголь боготворит, с иными холоден, над некоторыми откровенно иронизирует. Таков Гоголь и в своих художественных произведениях. Пушкин признавал за Гоголем первенство в умении виртуозно обнажать пошлость жизни, показать крупно мелочь.

В поэме Гоголь сознательно проводит читателя через все лабиринты человеческого нравственного уродства.

Построение произведения в форме путешествия по России также дает автору возможность заглянуть вместе с читателем во все интересующие его сферы жизни русского общества. Особенно досталось в поэме русским чиновникам. Гоголь был, я считаю, далек от огульных оценок и выбрал для показа самых плохих чиновников. Перед нами проходят мелкие, пустые и трусливые личности. Но такое чиновничество всегда объединяется в силу, тормозящую нормальный жизненный процесс в обществе. Эта сила поощряет процветание взяточничества, кляузничества, возвышение личных интересов над государственными.

В названии поэмы, я считаю, также скрыт не один смысл, а несколько. «Мертвые души» — это и живые уродливые люди. «Мертвые души» — это и недалекие и не созидательные мысли. «Мертвые души» — это и люди, не способные видеть красоту мира. Самый главный «мертвый» — Павел Иванович Чичиков. Мошенник с «претензией», он не способен к созиданию. Лишь в одном устремлении он доходит до фанатизма: заработать денег любыми путями, чтобы потом посредством брака и рождения детей оставить след того, «что он действительно существовал, а не то, что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком». Вообще-то, этот порыв сам по себе является благородным, если им руководствуется не мошенник.

Автор разоблачает Чичикова, показывая его фантазии о возможных судьбах приобретенных им крепостных «мертвых душ».

Итак, Гоголь меняет местами души: «мертвые» становятся живыми и наоборот. Птица-тройка — это живая душа Святой Руси, которая мчится сквозь строй всякой мертвечины. Слухи о сожжении Гоголем второго тома «Мертвых душ» можно истолковать и как отказ писателя что-то добавлять к тому, что уже им определено в русской жизни, и как отказ от уверенности в собственной правоте. Но вряд ли Гоголь уступил бы в этой схватке с темными силами. Поэтому, мне кажется, что скорее всего писатель пришел к выводу, что добавить к сказанному больше нечего. Все предельно ясно. И птица-тройка, запущенная им однажды, не прекращает своего стремительного полета в будущее. Это, по-моему, главнейшая позиция Николая Васильевича Гоголя в поэме «Мертвые души».

Одним из писателей, отправивших своих героев в путешествие по России, является Николай Васильевич Гоголь. Герои двух его произведений совершают поездки по России. В комедии «Ревизор» Хлестаков едет из Петербурга в поместье отца, а в поэме «Мертвые души» Чичиков разъезжает по России, скупая души умерших крестьян. Но в «Мертвых душах» автор дает более полное описание России: если в комедии автор ограничивается описанием уездного города, то в поэме он описывает и губернский город NN. и деревни помещиков, этим писатель вводит в повествование и сельские районы (Россия — это не только города, но и деревни).

Следует отметить, что Гоголь ни в том, ни в другом произведении не указывает, в каком городе происходит действие. Это сделано для того, чтобы показать — картина города NN и его окрестностей типична для России. Писатель сам говорит о том, что «город никак не уступал другим губернским городам», то есть был на них похож. Главное, что в нем сразу же бросается в глаза, — это «желтая краска на каменных домах» и «серая на деревянных». Желтый цвет символизирует болезненное, нездоровое состояние, а так как этим цветом выкрашены каменные дома, принадлежавшие людям, которые управляли городом, то и их хозяева тоже больны. Серый цвет деревянных домов обывателей говорит о серости и забитости народных масс.

Город застроен беспорядочно. Гоголь пишет, что «местами дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу...». В этом, по-моему, проявляется нелюбовь жителей к порядку. В комедии «Ревизор» один из героев говорит, что если построить забор, то вокруг него сразу вырастают кучи мусора. Так как образ города в этих произведениях («Ревизор» и «Мертвые души») является обобщенным образом всех городов, то можно сказать, что дома, затерянные среди «нескончаемых заборов», погрязли в горах мусора. Замечание писателя о том, что «мостовая везде была плоховата», свидетельствует о невыполнении начальством своих обязанностей. Жители города также не утруждают себя наведением порядка. Это подтверждают облезлые, «почти смытые дождем» вывески с кренделями и сапогами. Город, описанный Гоголем, выглядит больным, грязным и неопрятным.
Следующим пунктом путешествия Чичикова является деревня. Российская деревня изображается также отвратительной.

Во время поездки Чичикова к Манилову писатель дает сельский пейзаж. Это достаточно унылая картина: «...по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор». Это состояние природы полностью соответствует состоянию деревни. Про дома крестьян автор пишет, что это «постройки, похожие на старые складенные дрова, покрытые крышами с разными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников». Такая бесформенность крестьянских домов говорит о их непритязательности, возможности жить в самых тяжелых условиях, но одновременно и о низком культурном уровне, так как жить в домах, похожих на сараи, могут животные, а не люди. Показательно в этом плане то, что вместе с людьми в одном строении живут животные («Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья»).

Слова автора, что это «виды известные», говорят о типичности такой картины. И все-таки между деревнями существует различие. Это связано прежде всего с характером помещика, который ею владеет. Так, деревня Собакевича поражает тем, что дома мужиков «срублены были на диво .


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. Похождения Чичикова: Держи, держи, кричал Чичиков Селифану
    Похождения Чичикова: Держи, дДиковинный сон... Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью «Мертвые души», шутник-Сатана открыл двери. Зашевелилось мертвое царство и потянулась из него бесконечная вереница. Манилов...смотреть целиком
  3. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  4. Характеристика Манилова и Собакевича
    Николай Васильевич Гоголь - замечательный русский писатель. Его талант сатирика и обличителя крепостного права достиг вершины в поэме «Мертвые души». Писателю удалось создать незабываемую галерею образов крепостников: безответственных и лживых, жадных...смотреть целиком
  5. Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Тургенев «Записки охотника» и др. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задумал показать всю Россию во времена николаевской реакции,...смотреть целиком
  6. Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
    Н.В. Гоголь - писатель, чье творчество по праву вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует...смотреть целиком
  7. Образы крестьян в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
    На важность крестьянской темы в произведении Н.В.Гоголя указывает уже его название. Проблема народа, его социального положения и дальнейшей судьбы является в поэме одной из центральных. Гоголь раскрывает разные грани народного характера. Он показывает...смотреть целиком