Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный: черты лица его были не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару: в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знаком­ства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и обра­зованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованными людьми».

На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходитель­ным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «по­лупросвещенной» среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая об его отношении к хозяйству и времяпрепро­вождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полней­шую пустоту и никчемность этого «существования».

Немудрено, что у такого «хозяина» «довольно пусто в кладовой», при­казчик и ключница — воры, слуги — «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всяко­го труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, за­ложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» (проектами), вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.Вместо настоящего чувства у Манилова «приятная улыбка», притвор­ная любезность и выспренная фраза; вместо мыслей — какие-то бессвяз­ные, глупые рассуждения, вместо деятельности — или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расстав­ленные не без старания очень красивыми рядками».

Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещи­ца — владелица восьмидесяти душ крепостных.

В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка. У нее «хорошая деревенька», «двор полон всякой птицы», имеются «про­сторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяй­ственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена крестьян своих она знала «почти все наизусть».

Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчер­кивает ее тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведе­нием руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продеше­вить» при продаже.

Все «новое и небывалое» пугает ее. «Дубинноголовая» Коробочка — во­площение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких поме­щиков, ведущих натуральное хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гоголь говорит, что таких Коробочек можно встретить и в среде столичных аристократов.

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  2. Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души»
    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...смотреть целиком
  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\'
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Капитан Копейкин
    Капитан Копейкин — герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники. В вариантах «Повести» предполагалось бегство К. К. в Америку, откуда он ч направлял Александру...смотреть целиком
  5. Визит Чичикова к Плюшкину
    Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним...смотреть целиком
  6. Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века
    иколай Васильевич Гоголь работал над поэмой "Мёртвые души" за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он сам...смотреть целиком
  7. Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Композиционное своеобразие поэмы Н. В.Гоголя «Мертвые души» определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями...смотреть целиком