Страница: [ 1 ]  2  

Роль Белинского в восприятии современным читателем творчества Гоголя вообще и его бессмертной поэмы в частности неоднозначна. С одной стороны, мы ценим наследие великого критика, который по его собственному выражению, «любил Гоголя до самозабвения» и умел тонко чувствовать его поэзию. Но существует и другое мнение, распространенное, главным образом, среди литературоведов и философов русского зарубежья. Эту точку зрения предельно ясно и категорично выразил известный философ послеоктябрьского периода Ильин, говоривший о вине «бескультурного Белинского», который приклеил Гоголю-художнику «ярлык обличителя».

Действительно, читая статьи Белинского и его письма к Гоголю, мы заметим, что на взгляды критика в значительной мере оказывают влияние его политические убеждения: революционер-демократ, разночинец по происхождению, он пытается увидеть в «Мертвых душах» прежде всего критику крепостного права и желание заклеймить паразитизм помещичьего класса. Художник-обличитель, по Белинскому, создает произведение, «беспощадно одергивающее покров с действительности», выставляющее на всеобщее обозрение и осмеяние то низкое, что выявил автор в окружающем мире.

Неужели именно это «низкое» и удалось «выхватить из тайника народной жизни» Гоголю?
Проследим ход размышлений Ильина: в «Мертвых душах» на первый план выходит проблема пошлости как стихия общественной жизни. Что же, Белинский считает, что пошлость как одна из черт национального характера и есть то «чисто русское, национальное», что заслуживает внимания в произведении? (То есть не сама, конечно, пошлость, а ее обличение.) Неужели весь смысл главного труда великого художника сводится к борьбе с конкретными пороками социальной действительности? Может показаться: а почему бы и нет? Даже Н. Бердяев писал, что «мещанство — это традиционная русская проблема»...
«...Не было доселе такого «для общественности важного произведения» — так Белинский оценивает с точки зрения социальной значимости общее значение поэмы; это вообще характерно для критиков революционно-демократического лагеря. Мы не будем, объясняя это положение, называть критика «бескультурным», но склонны все же оставлять за литературой право на приоритет этической идеи над социально-правовой.

Именно поэтому попробуем найти более глубокий смысл гоголевского произведения. «Вовсе не губерния, — писал автор «Мертвых душ», — и не несколько уродливых помещиков есть предмет поэмы». Но что же? Тут выясняется, что Белинский вовсе не был так уж неправ, выдвигая на первый план проблему пошлости. Только Виссарион Григорьевич посмотрел на нее совершенно под иным углом, нежели автор. Гоголь писал, что «русского человека» его собственная пошлость и ничтожество испугали больше, чем все остальные его пороки. «Явление замечательное! Испуг прекрасный! В ком такое неприятие пошлости, в том, верно, заключено все противоположное пошлости». Эти слова вплотную приближают к разгадке одного из самых таинственных вопросов, связанных с «Мертвыми душами». Этот момент стал предметом яростных споров сразу же после выхода первого тома в свет — имеется в виду вопрос о патриотизме Гоголя, об истинном и ложном понимании национальности его творчества. Были и такие «патриоты», которые обвиняли писателя в ненависти ко всему русскому, таким своеобразным способом поддерживая Белинского с его версией Гоголя-обличителя.

«Творение чисто русское, национальное», — пишет Белинский, но тут же упрекает автора творения в «излишестве... любви и горячности к своему родному и отечественному». Великий критик одергивает великого писателя за «некоторые, — к счастью, немногие места», где, видно, Гоголь «забывает» о своей роли обличителя и слишком восхищается той самой русской жизнью, с которой должен был «сорвать покров».

Гоголь писал: «Истинная национальность заключается... в самом духе народа. Поэт... может быть тогда национальным... когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами». Это в высшей степени верно и по отношению к Гоголю. Свое призвание он видел в служении России, именно с него начинается, как говорил Бердяев, «учительская литература». Со времен Гоголя русская литература усваивает тот дух светлого искания правды, который ставит ее с середины XIX в. во главе мировой литературы. Автор «Мервых душ» считал, что русский характер — «еще расплавленный металл, еще не приобретший окончательной формы». Возможно, эти слова
Белинский и понял как претензию на роль «всенародного учителя», который в праве изгонять вредные примеси из «расплавленного металла национальной породы».
Но Гоголь не был ни нигилистом, ни обличителем. Он был великим русским поэтом. «...Великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России», — писал Белинский.

Идея «Мертвых душ» намного сложнее и выше того, что видел критик. К сожалению, автору удалось воплотить в жизнь только первую часть, первый том трилогии. «Мертвые души» должны были стать русской «Божественной комедией», и первый том — книга Чичикова, Плюшкина и других — это книга «Ада». Гоголь собирался провести своих героев через все три книги, через «Ад» и «Чистилище» — в «Рай», он верил, что в борьбе высокого и низкого выделятся

«Мертвые души» — это чисто народное произведение. Жизнь крестьян — это фон, на котором разворачивается все действие. Рабское состояние, вечное ожидание порки, ругани сделали одних тупыми и бестолковыми. Молчаливый, тупой Петруха, читая книги,
следит за тем, как из отдельных букв получаются какие-то слова. Девочка Пелагея «не знает, где право, где лево». Однако Гоголь показывает не только забитого,

запуганного мужика, он не мог не рассказать о нарастающем протесте крестьянства: и громадное количество беглых у Плюшкина, и расправа крестьян с земской полицией, и размышления и опасения обывателей и чиновников по поводу переселения крестьян — все это говорит о крестьянских волнениях. Гоголь восхищается трудолюбием русских крестьян, их выносливостью, физической силой, умением работать. Любая работа спорится в их руках. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу. Плотник Степан Пробка «все губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах».

Голодные, босые, раздетые крепостные создавали громадные ценности, были настоящими тружениками. Однако все, что производилось их тяжелым трудом, проедалось, пропивалось ноздревыми, маниловыми, собакевичами. Помещичьи кутежи, балы, обеды и ярмарки — все это на крестьянские оброки. А русский народ, угнетаемый этими ничтожными, пошлыми людьми-уродами, полон сил, таланта, вызывает глубокое сочувствие и восхищение. Бойкий, насмешливый ум народа, острая наблюдательность живо выражается в его речи, песнях, которые «зовут и рыдают, и хватают за сердце». Гоголь видит силы, талантливость русского народа, он видит впереди его великое будущее, знает, что на этом необъятном просторе развернется народ-богатырь.

Изучая «Мертвые души», необходимо всегда иметь в виду методологически важное высказывание Белинского: «Нельзя ошибочнее смотреть на «Мертвые души» и грубее их понимать, как видя в них сатиру». Нет, это не сатирическое произведение, а произведение о жизни народной. Гоголь в «Мертвых душах» совершенно отрекается от малороссийского элемента и становится русским, национальным поэтом во всем величии этого слова. Да и поэма его истинно национальная, русская. При каждом ее слове
можно говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Поэма затрагивает живые, современные национальные вопросы в тогдашней России: уничтожение крепостного
права, отмена телесного наказания, строгое выполнение хотя бы тех законов, которые уже есть.

Тема народа в «Мертвых душах» тесно соединяется с темой , Родины. Беспощадно критикуя общественный строй, существовавший в стране, писатель был уверен в славном
будущем русской земли, ее грядущем расцвете. Эта убежденность возникла из живого ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа. Образ России выступает в поэме как олицетворение всего великого, на что способен русский народ.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. Дорога и путь - это одна из главных тем "Мертвых душ"
    Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842...смотреть целиком
  3. Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»
    Переходим к особенностям речи Коробочки. Коробочка — это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует Гоголь), и это великолепно отражается её речи. «Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был...смотреть целиком
  4. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  5. «Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мёртвые души»
    «Авторская исповедь» Гоголь или мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое,...смотреть целиком
  6. Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной...смотреть целиком
  7. Чичиков - гениальное предвидение Гоголя
    Куда же несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа... Первый том «Мертвых душ» заканчивается знаменитым отступлением о Руси-тройке, которая «мчится вся вдохновенная Богом». А между прочим, в этой тройке сидит Павел Иванович Чичиков, личность в высшей...смотреть целиком