1. Достоверность сюжета поэмы.
2. Бездуховность характеров помещиков.
3. Новый человек» России Чичиков.
4. Положительные герои поэмы.
5. Подразумеваемое нравственное очищение главного героя.
6. Неоконченная поэма Гоголя.
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, — произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Н. В. Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами».
Мошенничества с «ревизскими списками» были в те времена довольно распространенным явлением. Действительный случай покупки мертвых душ, о котором мог слышать Гоголь, имел место в самом Миргородском уезде. Поэтому затея Чичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой жизни.
Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр.
Поэма начинается с приезда Чичикова в губернский город NN. Приезд Чичикова не вызвал в городе никакого шума. Здесь, полутаинственный Чичиков заводит знакомства. Первым среди помещиков, которых навестил Чичиков, был Манилов. За ним следуют Коробочка, Ноздрев, Собакевич. И завершает галерею помещиков Плюшкин.
Почти все персонажи «Мертвых душ» воспринимаются читателем как бы двойным зрением: мы видим их, во-первых, такими, какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством — источник глубокого комизма.
Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими и свою степень пародии на ум, сердечность, хозяйственность. Но есть один признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей: от одного к другому все гуще становится та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров.
Герои «Мертвых душ» — люди, лишенные духовности, не способные ни к какому высокому движению душевному. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода начинают играть весьма активную роль в повествовании, помогая отчетливее выявить те или иные черты характера персонажа. Эти черты иногда перенимают вещи, и они становятся не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения. Духовный мир таких героев настолько мелок, ничтожен, что вещь вполне может исчерпать их внутреннюю сущность.
Эта способность всего нагляднее раскрывается в «Мертвых душах», и наиболее тесно срослись вещи с их хозяином у Собакевича.
Появление Чичикова вызывает у помещиков различную реакцию. Манилов был смущен и удивлен необычностью предложения. Коробочку оно озадачило. Ноздрев отнесся к нему с озорным любопытством, предчувствуя возможность осуществить очередную обменную операцию. Но никто из них так и не понял мошенническую суть предприятия. Быстрее всех раскусил Чичикова Собакевич. Опытнейший мошенник, он сразу нашел с Чичиковым общий язык.
Образы помещиков раскрыты Гоголем как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение — Плюшкин. Он несет в себе наиболее зловещие признаки неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй. Но почему Плюшкин «потерпел крушение»? Несчастные обстоятельства его личной жизни немало содействовали этому процессу. Однако то, что случилось с Плюшкиным, — результат не только печальных случайностей в его личной биографии. Здесь действовала закономерность более глубокая и сложная. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести его к тому положению, в котором застал его Чичиков.
Жизнеописание Чичикова гораздо полнее, чем любого из персонажей «Мертвых душ». Перед нами проходит вся жизнь героя. Чичиков — «новый» человек в России, вызвавший к себе величайший интерес и любопытство. То было время, когда истинным хозяином жизни становился капитал. Прослышав о миллионах Чичикова, все губернское общество потянулось к нему. Но так же быстро оно отпрянуло от него, как только узнало, что никаких миллионов у него нет. Для Гоголя Чичиков вовсе не мелкий жулик. Писатель видел неукротимую энергию Чичиковых в их стремлении к капиталу, к «миллиону». Видел, что Чичиковы, стремясь к «миллиону», освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, ставшим на их пути.
Хорошо понятна та страшная угроза, которую нес народу Чичиков. Чичиковщина проникала в души все большего числа людей. Чичиковы угрожают пошлый мир сменить миром воинствующей подлости. Пошлый мир «мертвых душ» исторически обречен. Чичиков же растет как «приобретатель, хозяин», растет безнаказанно, при тайной зависти к его силе.
Во втором томе «Мертвых душ» Гоголь задумал изобразить ряд положительных героев, воплощающих здоровое начало русской национальной жизни. Некий муж, «одаренный божескими доблестями», явился во втором томе в образе Константина Федоровича Констанжогло, «идеального помещика», заботящегося не только о доходах, но и о благе своих мужиков.
Афанасий Васильевич Муразов, очень богатый купец «из мужиков», накопивший миллионное состояние «самым безукоризненным путем и самым справедливыми средствами». Муразов изображен человеком высокого нравственного чувства, и получился он надуманным, лишенным каких бы то ни было жизненных черт христианским праведником.
Важное место во втором томе занимает наш старый знакомый Павел Иванович Чичиков. В начале герой продолжает еще свою карьеру приобретателя. Но неожиданно разразилась катастрофа. Чичиков был изобличен в составлении подложного завещания. Его арестовали. Он лишился своей заветной шкатулки с деньгами и оказался в «промозглом сыром чулане». Все, что он в течение своей жизни сооружал, внезапно рухнуло. Чичиков стал жалок и нищ. В этот момент к нему является Муразов. Он призывает Чичикова порвать с прошлым и зажить по-новому. Муразов помог Чичикову выйти на свободу. Чичиков уезжает из города, размышляя: «Муразов прав... пора на другую дорогу».
Так начинается процесс якобы очищения Чичикова. Его нравственное возрождение должно было, вероятно, состояться в третьей части «Мертвых душ».
Преобладающий характер в «Мертвых душах», если б они были закончены, остался бы все-таки тот же самый, каким отличается ее первый том и все предыдущие творения великого писателя.
Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества. Они не знают старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения, и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее непрестанном историческом движении. «Мертвые души» принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.