В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем угодно. «Он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите».

Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, ибо все его на­чинания лишены цели и не продиктованы необходимостью.

Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают мате­риальные блага и освобождают помещика от забот. Жизнь превращается в вечный праздник. Пьяный разгул, карточная игра, псовая охота — люби­мые и естественные занятия Ноздрева. В его разоренном хозяйстве только псарня находится в отличном состоянии. Среди собак «Ноздрев был... со­вершенно как отец семейства».

Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. По его словам, в конюшне у него стоит жеребец, за которого уплачено десять тысяч; на поле столько зайцев, что земли не видно, он «своими руками поймал одного за задние ноги». У Ноздрева нет никаких моральных принципов. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно про­исходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Гоголь иронически называет своего героя «историческим человеком». Образом Собакевича Гоголь открывает новую страницу летописи жизни владельцев усадеб. У этого героя кулац­кая, звериная натура, которая проявляется во всех его поступках, в образе мыслей и накладывает неизгладимый след на быт. Его жизненный уклад несет на себе следы грубости, неуклюжести и уродливости. Серый дом его напоминает постройки военных поселений. Каждый предмет в доме, «ка­залось, говорил: и я тоже Собакевич!».Похожий на «средней величины медведя», Собакевич обладает всеми повадками крупного хищника. В его неуклюжем теле «совсем не было ду­ши». Не склонный к рассуждениям о «высоких предметах», он заботится только о собственной выгоде. Наполнение желудка — главнейшая цель его жизни. «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — делится он своими «запросами» с Чи­чиковым. Собакевич по-хозяйски умен и практичен: он не разоряет мужи­ков, потому что это невыгодно ему самому. Плут и мошенник, он обо всех судит по себе. Во всем губернском городе, по его убеждению, один «поря­дочный человек: прокурор, да и тот, если правду сказать, свинья».

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\'
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  4. Что общего у Гоголевских помещиков?
    "Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. "Попробуйте детально вспомнить сюжет...смотреть целиком
  5. Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души»
    Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. «Золотой век» поместного дворянства, ставшего к этому времени без преувеличения паразитирующим классом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить крепостников-реакционеров?...смотреть целиком
  6. Работа Гоголя над языком поэмы «Мертвые души»
    Для того чтобы понять Гоголя как мастера художественного слова, как великого писателя-реалиста, целесообразно обратить внимание ещё на одну сторону при изучении языка «Мёртвых душ»: на работу Гоголя над текстом поэмы. Сопоставление канонического текста...смотреть целиком
  7. Поэма Гоголя «Мертвые души» — обличение крепостной России  Новое!
    Поэма «Мертвые души», написанная в годы разгула николаевской реакции, поразила всю Россию. В «Мертвых душах» дана широкая социальная панорама первых десятилетий прошлого века. Читая «Мертвые души», мы сначала смеемся. Однако смех скоро уступает место...смотреть целиком