Иной тип «живого мертвеца» представляет Ноздрев. «Это был средне­го роста очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Ноздрев — полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неуго­монная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины — стремления показаться значи­тельнее и богаче, чем есть на самом деле. Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном положении у него только псарня.

Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Однако все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет.

Общественное значение образа Ноздрева заключается в том, что на нем Гоголь наглядно показывает все противоречие между интересами крестьян­ства и помещиков. На ярмарку из имения Ноздрева привезли продукты сельского хозяйства и «продали по самой выгодной цене», а Ноздрев все прокутил и проиграл в несколько дней.Новая ступень морального падения человека — «чертов кулак», по вы­ражению Чичикова, — Собакевич.

«Казалось, — пишет Гоголь, — в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни во­рочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к на­живе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутов­ство, заставляет изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, выведенных Гоголем, Собакевич, помимо барщинной, приме­няет еще и денежно-оброчную систему: так, например, Ермий Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.

Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкое обоб­щающее значение этого образа. Собакевичи, говорит Гоголь, бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей и учебной среде. И везде они проявляли свои качества «человека-кулака»: корыстолюбие, узость ин­тересов, косность.

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...смотреть целиком
  3. Воспитание и образование Чичикова
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...смотреть целиком
  4. Язык в поэме "Мертвые души"
    Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности и меткости русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении намеченным Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи образной и меткой, боль...смотреть целиком
  5. «ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    Поэму «Мертвые души» невозможно представить без «ли¬рических отступлений». Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов. Благодаря «лирическим отступлениям» мы постоянно чувствуем...смотреть целиком
  6. “Мертвые души” Гоголя – удивительная книга
    Усиление дидактического начала во втором томе "Мертвых душ" приводит к появлению героев с прямыми проповедническими функциями. В первую очередь это относится к Муразову. Его "обличения" праздности Хлобуева, стяжательства Чичикова,...смотреть целиком
  7. Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души»
    Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма «Мертвые души» простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н....смотреть целиком