Страница: [ 1 ]  2  

Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, и оно со временем гниет и пропадает. Если что-то лежало бесхозно на улице, то он подбирал это и клал в отдельную комнату, где накопилось множество различных предметов: от гвоздей до мебели. Пытаясь сэкономить, заботясь о ненужных мелочах, он теряет свое состояние, так как все накоплено портится и рушится.

А было время, когда Плюшкин был замечательным хозяином и семьянином. Он следил за своим имением, имел умную жену и детей. Несмотря на свою порядочность и хозяйственность, он был бездушным человеком, с каждым днем его сердце все больше и больше опустошалось. Конечно, у него была несчастливая семейная жизнь: умерла жена, дочка уехала с любовником, а сын против воли отца поехал служить, - но даже когда его дочь вернулась, надеясь на то, что папа простит ее и сжалится, Плюшкин «простил» ее, даже дал поиграть ее сыну «какую-то пуговицу, лежащую на столе».

Человеческие чувства были неизвестны Плюшкину, все ежедневно утрачивалось, он становился бездушным, потому что душа его очерствела, и ничто уже не поможет вновь ей возродиться...

разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице.Н. В. Гоголь

Поэма "Мертвые души" является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются и сегодня, на рубеже нового века.

Смех Гоголя включал в себя и чувство острой скорби, рожденное картинами духовного угасания, «омертвения» человека, его унижения и подавления, явлениями социального застоя. Недаром писатель говорил о том, что ему приходится озирать жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». И вместе с тем смех Гоголя не вызывает разочарования, он пробуждает энергию сопротивления и протеста, энергию действия.

Название гоголевской поэмы имеет, по крайней мере, два значения. Под «мертвыми душами» разумеются и умершие крестьяне, скупкой которых занимается помещик Чичиков, и абсолютно живые герои произведения - помещики и чиновники города NN.

Заслуга великого писателя прежде всего в том, что он мастерски изобразил в своем произведении множество самых разнообразных характеров. Центральное место в поэме занимают главы, повествующие о разных типах помещиков-крепостников в тогдашней России. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читателя к мысли о том, что именно эти "хозяева жизни" и являются "мертвыми душами".

Описание помещиков Гоголь дает в определенном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Образы помещиков проходят перед нами один за другим, и с каждым новым персонажем все больше видна потеря этими людьми всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже получает свое реальное воплощение. "Мертвые души" - это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губительную силу крепостного права.

Галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин вовсе не кажется «монстром», "мертвой душой". Наоборот: "на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности..." Немного слащавый, "сахарный", очень любезный и чрезвычайно приятный мужчина, особенно на фоне остальных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, "вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время". В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности. Единственный результат его "работы" - "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами". Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как "мертвая душа", не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты.

Пародией на человека представлена и Коробочка, которую автор называет "дубинноголовой". На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится "продешевить" при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.

Другой образ "живого мертвеца" олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь - бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: "Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий..." Гоголь иронически называет Ноздрева "историческим человеком", подчеркивая его типичность: "Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю". В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.

А вот перед нами Собакевич, владелец хорошего имения. "Казалось, в этом теле совсем не было души...," - пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем. Этот человеконенавистник - законченный реакционер, гонитель науки, просвещения. Интересно следующее описание гостиной героя: «Стол, кресла, стулья - все было самогр тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» Откровенное сравнение Собакевича с неживыми предметами уже говорит о его неподвижности, бездушии. А ведь именно душа является движущим началом в человеке, недаром древние люди изображали ее в виде крыльев птицы. Именно душа вдохновляет человека на движение, развитие, творчество.

Но не таковы персонажи поэмы. "Венцом" этой пирамиды оказывается Плюшкин, "прореха на человечестве», "мертвая душа". Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюш кина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется "дряхлым инвалидом", читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом фоне возникает странная фигура: не то мужик, не то баба, в "неопределенном платье, похожем на женский капот". Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность убила даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые "мрут, как мухи" или ударяются в бега. "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!" - восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в "живой труп", не вызывающий ничего, кроме отвращения.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Чем объясняется успех Чичикова
    В "М.д." Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхожде-нии и формировании его характера....смотреть целиком
  2. Речь враля Ноздрева в поэме «Мертвые души»
    Ярко индивидуализирована и речь враля Ноздрева. Ноздрев — это «разбитной малый» е присущей ему «зоркостью и бойкостью характера». Его буйная и неугомонная натура в постоянном желании «погулять», и в страсти к азартной игре, и в стремлении к авантюре,...смотреть целиком
  3. Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь — исключительный мастер создавать эпитеты огромной ёмкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее...смотреть целиком
  4. Образы "Живых" и "Мертвых" душ в поэме Гоголя
    В "Мертвых душах" Гоголь широко изобразил картины русской действительности. Писатель создал огромное эпическое полотно, в котором отразилась вся Русь, хотя и "с одной стороны". Главное место в поэме отведено галерее поместных...смотреть целиком
  5. Образы помещиков в «Мертвых душах»
    Традиционно «Мертвые души» Гоголя рассматриваются в школе с позиций В. Г. Белинского как сатирическое и социально-обличительное произведение. На уроках составляются характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина по плану: описание...смотреть целиком
  6. «Мертвые души» Гоголь - Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки»
    \\\"Ну, баба, кажется, крепколобая \\\" ^ подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя \\\"Мертвые души\\\" гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это...смотреть целиком
  7. Быт и нравы губернского города NN
    «Мертвые души» - главное произведение Н.В.Гоголя по глубине художественных открытий и обобщений. В первом томе показана, по меткому определению автора, вся Русь «с одного боку». Гоголь, используя свой жанр путешествия, рисует множество разнообразных...смотреть целиком