Страница: 1  [ 2 ]  

мытарстве, помещены "немилосердие и скупость" ("Слово о исходе души и восходе на небо") . "Богатии скупии не могуть ся спастись, - утверждало "Слово св. Афанасия о милостыне". - Кыи ли паки тому прибыток иже в обилии живя смирень есть и не ссужая а нищая презрит, голодны наготою гыбнуща... К таковым зловерным и лжепостникам и лицемером въпиеть апостол Павел...". Отметим, кстати, и мотив лжепостничества, присутствующий в поведении Плюшкина.

Итак, в образе гоголевского героя обнаруживаются несомненные черты сходства с той характеристикой скупого, которую ему давала учительная литература Древней Руси. Нельзя, разумеется, не видеть различий между ними, определяемых прежде всего социально-психологической глубиной и многомерностыо гоголевского образа и самой природой гоголевского смеха. От травестирования и профанирования дидактической традиции до высокого учительного пафоса авторских обращений к читателю и герою ("И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!" - таков диапазон существования этой традиции в первом томе поэмы.


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  2. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  3. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  4. Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия.
    Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным,...смотреть целиком
  5. Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Тургенев «Записки охотника» и др. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задумал показать всю Россию во времена николаевской реакции,...смотреть целиком
  6. Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»
    Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий...смотреть целиком
  7. Образы "Живых" и "Мертвых" душ в поэме Гоголя
    В "Мертвых душах" Гоголь широко изобразил картины русской действительности. Писатель создал огромное эпическое полотно, в котором отразилась вся Русь, хотя и "с одной стороны". Главное место в поэме отведено галерее поместных...смотреть целиком