Как интересно читать человеческие лица! Они словно окна домов, заглянув в которые, можно увидеть чью-то скрытую от посторонних глаз внутреннюю жизнь. Жизнь человека обязательно оставляет свой след прежде всего на лице. Поэтому так важно и в живописи, и в литературе искусство портрета. Им великолепно владел Н. В. Гоголь — автор «Мертвых душ». Переходя от страницы к странице этой поэмы в прозе, мы как бы движемся от портрета к портрету в художественной галерее мастера. Пять помещиков — пять таких не похожих друг на друга психологических портретов.

Открывает галерею помещиков Манилов — «человек видный», черты лица которого «не были лишены приятности». Ну просто душечка, а не мужчина: белокурые волосы, голубые глаза, заманчивая (а может, заманивающая, как паук муху в свои сети) улыбка. Всем хорош, но настолько сладок до приторности, что как-то хочется разбавить этот сироп, иначе он просто не годится к употреблению. Через несколько минут общения с ним тебя одолевает скука смертная, как при слушании мелодии, состоящей из одной ноты. «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было», — пишет Гоголь. И портрет его абсолютно точно передает отсутствие того, что должно быть в человеке.

Настасья Петровна Коробочка — «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее», давно пережила свое время, обозначенное шипением и хрипением стенных часов, которым «пришла охота бить». И как покойно «щелкает направо и налево» маятник этих часов, так размеренно покойно течет в никуда жизнь коллежской секретарши Коробочки.

Есть что-то общее в портретах таких, казалось бы, разных людей, как Манилов и Коробочка: их неопределенность, бесхарактерность проявляются во внешней бесформенности.

Полная противоположность им — Ноздрёв — «исторический человек», непременно создающий истории и бесконечно влипающий в них. Встретился Чичиков с этим помещиком не в усадьбе, как с предыдущими владельцами «мертвых душ», а в трактире — втором родном доме этого заядлого игрока и кутилы. Ноздрёв только что вернулся с ярмарки, где, по собственным словам, «продулся в пух». Даже возвращаться пришлось не на своей, а на нанятой подводе, не только без часов, но даже и без цепочки к ним. И вся эта удаль молодецкая, возможная только за чужой счет, отразилась во внешности рубахи-парня Ноздрёва. Асимметричность лица Нозрёва (Чичикову даже показалось, что «один бакенбард был у него меньше и не так густ, как другой») словно подчеркивает смещение в его душе моральных понятий. Гоголь называет Ноздрёва «человек-дрянь». Противен он и внешне, особенно утром, когда вышел к Чичикову, «ничего не имея под халатом, кроме открытой груди, на которой росла какая-то борода».Перейдем в следующий зал своеобразного гоголевского музея восковых фигур и встретимся с Собакевичем. Он показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». И дальше — все, как в берлоге и у ее обитателей: и фрак, и панталоны, и походка, и даже имя — Михаил Семенович. Это закаленный жизнью человек-накопитель — уже не Коробочка со своими пестрядевыми мешочками, а будто грубо сработанный одним взмахом топора монстр, над отделкой которого природа не сочла нужным потрудиться: и так сойдет. В общении он такой же неповоротливый, топорный, подминающий под себя человек, который никогда ни о чем хорошо не отозвался. «Нет, кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь», — подводит итоги автор.

Но «венец творения», конечно же Плюшкин. Он вобрал в себя всю паскудность предыдущих персонажей, чтобы суммировать ее, став «прорехой на человечестве». Если начиналась портретная галерея помещиков белозубой улыбкой Манилова, то завершается она беззубой улыбкой Плюшкина. Чичиков принял его за ключницу — не за помещика (кстати, одного из самых богатых), не за ключника даже, а за ключницу в грязном дырявом капоте. В Плюшкине ничего не было от маниловского благолепия. Чепец Коробочки трансформировался в старый поношенный колпак, а бакенбарды Ноздрёва в «скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». Маленькие глазки Плюшкина еще не потухли, но уже утратили, как и обладатель их, все человеческое и бегают, как мыши, высунувшие из своих нор свои остренькие морды.

Похожие сочинения

  1. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  2. Чичиков – герой своего времени
    У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности....смотреть целиком
  3. Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»
    Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий...смотреть целиком
  4. Жизненный путь Чичикова
    Когда Чичиков выезжал в город N, читатели практически ничего о нем не знали, но по мере того, как в поэме развивались события, мы немного стали понимать, хотя еще неопределенно, что это за человек, зачем и для каких целей он приехал. Чичиков немного...смотреть целиком
  5. Что общего у Гоголевских помещиков?
    "Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. "Попробуйте детально вспомнить сюжет...смотреть целиком
  6. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\'
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  7. Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина
    Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в...смотреть целиком