Страница: [ 1 ]  2  

Помещичьи хозяйства в 30–40-х годах ХIХ века составляли основу экономики России, и их устройство и доходность были прямыми показателями развития страны. Поэтому Н.В. Гоголь, стремясь в своей поэме «Мертвые души» отразить «хотя с одного боку всю Русь», уделил немало внимания теме помещичьей России, причем основной интерес писателя составили именно характеры «хозяев земли», их склонности и стремления.

В первой части произведения (которая является единственной из трех, полностью завершенной и опубликованной при жизни Гоголя; вторая же сохранилась в виде отдельных фрагментов и только в черновиках) эта тема раскрывается на примере образов пяти персонажей: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Каждый из них представляет собой обобщенный тип русского помещика. Все образы поэмы можно условно поделить на две группы: «живые души» и «мертвые», и как раз к последним относятся эти помещики. Они живут исключительно в рамках своего ограниченного сознания, оберегая свои принципы от любых разумных и неразумных доводов против, не имеют никакой высокой духовной цели в жизни, а если к чему и стремятся, то это все низменное, земное, приземленно-бытовое.

Так, Манилов, первый кого посещает главный герой произведения Чичиков, поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но фактически приятное обхождение с людьми – единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле. Хозяйством он не занимается (оно «шло как-то само собой»), светские мероприятия посещает, так как все их посещают, думает непонятно о чем, не имеет никаких увлечений, хоть и почитает себя ценителем прекрасного (что выражается в беседках для «уединенного размышления», мечтах о мостах для крестьян, чтобы там продавать нужные им товары и тому подобном).

Помещица Коробочка в противоположность Манилову постоянно занята хозяйством. Об этом говорят и ухоженные огороды, и наполненный «всякой домашней тварью» птичий дом, и поддерживаемые «как следует» крестьянские избы. Но это не проявление живого хозяйственного ума. Коробочка просто следует своеобразной «программе действий», то есть взращивает, продает, покупает и чинит. И только в этой плоскости она может думать. Даже когда разговор заходит о покупке мертвых душ, она понимает это буквально: «Нечто хочешь ты их откапывать из земли?» – вопрошает помещица. Сам автор дает ей прямую характеристику – «дубинноголовая».

Следующий персонаж – помещик Ноздрев, обладающий неуемным темпераментом, энергичный и весьма общительный: то одного в гости позовет, то другого, то на ярмарку приедет, то на бал в губернский город N. Нельзя сказать, что он абсолютно «мертв» (увлекается, к примеру, собаками, очень их любит), но при этом обладает большим количеством недостатков и пороков, которые совершенно заслоняют все его достоинства.

Во-первых, Ноздрев имеет «страстишку погадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины», и его после очередного подлого поступка не мучает ни совесть, ни какое-то чувство униженности, оскорбленного достоинства. Он даже, возможно, и не помнит об этом в следующую минуту. Во-вторых, у Ноздрева бурная и нелепая фантазия – может, к примеру, сочинить, что была у него лошадь розовой окраски, и сам в это же поверить. И в-третьих, он постоянно ищет приключений и ничего не доделывает до конца. Незаконченный ремонт в доме (когда приезжает домой сам барин и гости, в столовой его дома мужики красят стены), пустые стойла, старая, неисправная шарманка, бесполезная абсолютно, и проигранная в карты бричка – вот последствия этого. Энергия и силы Ноздрева тратятся ни на что, и вряд ли его поместье отличается ухоженностью и доходностью.

Собакевич – наоборот, настоящий «хозяин своей земли», все у него прочно и добротно сделано и организовано. Но при этом, подчеркивает Гоголь, все неуклюже, грубо и иногда даже неприятно на вид. Толстые ляжки на картинах, «вырубленные топором» черты лица хозяина, безапелляционная отрицательная (и, кстати, безосновательная) оценка им окружающих – все это, казалось бы, касается только воспитания и эстетической развитости помещика, но в рамках этого литературного произведения данные факты свидетельствуют о безнравственности и бездуховности героя. Даже к мертвым душам Собакевич относится, как к предметам, – торгуется, спорит и на возражения Чичикова, что, мол, они как несуществующие не имеют ровно никакой цены, отвечает, что раз ему, Чичикову, нужны, значит, чего-то стоят. Гоголь говорит про Собакевича точно: «кулак».

Помещик Плюшкин, в свою очередь, с первого взгляда выглядит человеком, наделенным многими недостатками, а точнее, одним большим пороком: он – накопитель, неудержимо собирающий все и складывающий найденное и взращенное в погреба, где все это гниет и портится, так как не используется. Для Плюшкина страшно даже выбросить использованную зубочистку, старый засохший кусочек лимончика, жалко денег и вообще каких-либо трат, не важно даже на что – хоть на продажу излишка зерна, хоть на жизнь внука и дочери. Но герой был таким не всегда, он когда-то был замечательным хозяином и отцом, но внезапно наступившее одиночество обострило его и без того несколько скупой (тогда это была лишь бережливость) характер.

Примечательно, что Гоголь дает некоторую надежду на возрождение для этого персонажа (он в какой-то момент вспоминает былую возможность чувствовать, думая о прошлом). И не только на душе Плюшкина отразились трагически жизненные обстоятельства. Возможно, что Ноздрев бы мог в иное время и в ином месте стать храбрым, бесшабашным воином, а Коробочка, не умри ее муж, просто была бы хорошей женой и хозяйкой.

Такая идея довольно четко прослеживается в поэме, и это намекает на определенную вину общества в воспитании подобного, духовно искалеченного, человека. Впрочем, прямым текстом Гоголь не высказывает эту мысль, хотя из его «Выбранных мест из переписки с друзьями» можно сделать такой вывод. В конечном итоге, писатель осуждает не крепостное право и не помещиков как класс, но то, как именно используют они свою власть над крестьянами, богатство своих земель, ради чего вообще занимаются хозяйством.


Описанные Гоголем типы помещиков кажутся нам невероятными и иногда даже фантастическими, но необходимо помнить, что эти персонажи «собраны» из многих обобщенных характеров. Например, Собакевич – «кулак», но кулаки, как всякие люди, тоже бывают разные: кто более добрый, кто – злой, кто – общительный и приветливый, а кто – замкнутый. Но все же главные их черты остаются неизменными.


Очень важно для понимания этих образов рассмотреть также и способ их построения и обрисовки. Во-первых, автор описывает Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, следуя одному и тому же плану. Изображение деревни рассказывает о хозяйственных способностях помещика, барского дома – об устройстве жизни и о каких-то чертах характера, манера общения с Чичиковым – об общей стратегии поведения, а сцена сделки – о деловых способностях и опять-таки о каких-либо особенностях персонажа. Рассмотрим, как реализуется этот план на примере Коробочки.

Ее деревня – ухоженная, а крестьяне, в ней живущие, не страдают от бедности. Это говорит об аккуратности хозяйки, ее способности управлять поместьем. Дом Коробочки со старинными маленькими зеркалами, шипящими часами и картинками, за которыми обязательно заложено что-нибудь, сообщает нам о патриархальности уклада жизни хозяйки и о ее простоте, граничащей с невежеством. Перья же от перины, разлетевшиеся по разным углам комнаты, вызывают странные ассоциации с курятником. А куры, как известно, равно как и любая другая птица, не слишком отличаются умом. То, как Коробочка общается с Чичиковым, выдает ограниченность и глупость помещицы, а также ее ранее упомянутое качество – бездумное следование шаблонам во всем: приезжий – значит «купец», «из Москвы» – значит «хорошая работа» и т.п. Ну и, наконец, сцена сделки: Коробочка предстает бестолковой, трусливой, не способной самой сформировать свое мнение. Единственной положительной чертой хозяйки можно назвать в данном случае упорство в желании что-либо продать, хотя Чичикова, человека опытного, она не заставила приобрести что-то ненужное ему.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. Как я понимаю название поэмы «Мертвые души»
    Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности - и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя,...смотреть целиком
  3. Воспитание и образование Чичикова
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...смотреть целиком
  4. Пример сочинения на тему: Образ Чичикова в романе «Мертвые души»
    Чичиков резко отличается от помещиков и чиновников, с которыми ему приходится сталкиваться. В обличие от помещиков — косных, неподвижных, бездеятельных, не способных вести хозяйство — Чичиков деловит, деятелей, предприимчив. В противоположность чиновникам,...смотреть целиком
  5. Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души»
    Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. «Золотой век» поместного дворянства, ставшего к этому времени без преувеличения паразитирующим классом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить крепостников-реакционеров?...смотреть целиком
  6. «Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Мертвые души» - гениальное произведение русской и мировой лите-ратуры, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической систе¬мы. В. Г. Белинский назвал поэму «творением,...смотреть целиком
  7. "Быт и нравы провинциальной России" по одному или нескольким произведениям Гоголя"
    "Быт и нравы провинциальной России" по одному или нескольким произведениям Гоголя Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех...смотреть целиком