Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это было время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это было время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
Обличение «мертвых душ» было бы недостаточно полным, если бы Гоголь ограничился показом только помещичьей России. В сюжет поэмы включено сатирическое изображение чиновничества. Правда, оно было предметом художественного исследования в «Ревизоре», но теперь перед читателем предстал не мелкий провинциальный, а губернский город, который в еще большей мере раскрывает нравы всей империи. Гоголь иронически замечает, что Чичиков «нашел, что город никак не уступает другим губернским городам». Это важное замечание как бы говорит о том, что все, что рассказано о городе NN и его обитателях, не представляет собой ничего исключительного.
Во время знакомства с городом Чичиков замечает плохонькие мостовые, жиденький сад, про который в газете писали «оазис из тенистых деревьев». Эти первые наброски уже создают соответствующую атмосферу города, определенным образом подготавливают читателя к встрече с его «отцами и благодетелями».
В «Мертвых душах» губернский город прямо связан со столицами, так как расположен, как пишет Гоголь, «не в глуши, а, напротив, недалеко от обеих столиц». Это прежде всего город чиновников, и Гоголь рисует выразительный коллективный портрет административной власти.
Здесь нельзя не вспомнить те выразительные характеристики, которые со свойственной ему определенностью дает Собакевич представителям городской верхушки. Председатель — «дурак, какого свет не производил», губернатор — «первый разбойник в мире, да и лицо разбойничье, дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу». Полицмейстер — «мошенник, продаст, обманет, да еще пообедает с вами».Собакевич подводит итог: «Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет.
Всех деятелей губернской власти Гоголь показывает прежде всего в их отношении к служебному долгу. Государственная должность для всех чиновников — лишь средство беспечной и праздной жизни. Так, когда понадобились свидетели для оформления Чичикову сделки, Собакевич с полным знанием дела говорит, что если послать за прокурором или инспектором врачебной управы, то они наверняка будут дома.
Создавая образы чиновников, Гоголь крайне экономен в изобразительных средствах. Характер персонажей подчеркивается двумя-тремя штрихами. Вот, например, знаменитый эпизод с мелким чиновником, которого зовут Иван Антонович Кувшинное Рыло. Чичиков пытается добиться его внимания для оформления своих бумаг. Когда Чичиков открыто положил, перед ним деньги, Иван Антонович как будто их не заметил и тотчас накрыл книгой. Однако когда Чичиков хотел указать ему на них, Иван Антонович дал понять, что этого делать не нужно.
На примере города NN Гоголь показывает мир чиновничества, в котором плодились «из безделья» злоупотребления властью, интриги, сплетни. Все чиновники города, начиная с губернатора, единственным положительным качеством которого является вышивание «разных домашних узоров», и кончая самым мелким чиновником, берут взятки, грабят казну, ходят на балы и играют в карты. Такой образ жизни становится нормой для них. Они даже не опасаются кары за свои грехи. Все чиновники повязаны круговой порукой. Каждый из них нечист на руку, и поэтому никому не приходит в голову доносить на другого.
Таким образом, Гоголь показал, что жизнью города управляют необразованные, пустые, бесчестные люди. Более того, введя в поэму повесть о капитане Копейкине, автор подчеркнул, что такая картина характерна не только для этой губернии, но и для всей страны

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...смотреть целиком
  3. Чичиков — Новый герой эпохи
    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...смотреть целиком
  4. ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – помещиков,, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены...смотреть целиком
  5. Язык в поэме "Мертвые души"
    Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности и меткости русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении намеченным Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи образной и меткой, боль...смотреть целиком
  6. Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души"
    Вся галерея образов, данная в первом томе «Мёртвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников - душевладельцев. Герои Гоголя — не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у...смотреть целиком
  7. Художественный анализ
    В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к поэме Мертвые души. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому...смотреть целиком