Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он. решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости». В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной России.

Центральный герой поэмы Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». «Россия Чичиковых» в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя.

Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента. Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что ке отвечает его личным интересам.

Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу.

Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города это пустота. Сплетни, перешедшие пределы». Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры.

Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в «Мертвых душах»Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя это символический, «сборный город всей темной стороны». И все же, здесь есть светлое явление. Это смех. По моему мнению, смех должен вылечить душу.

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». «Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке характеров помещиков в поэме «Мертвые души».

Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве Н. В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер.

Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления» уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать неопределенности, расплывчатости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».

Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни сени в городе Богдан, ни в селе Селифан». Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».

В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». Гоголь дает это понять буквально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой

Из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».

Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея

Представления о реальной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт. Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и прожекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить не может. В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический характер «прекраснодушного» Манилова. В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.