Для того чтобы понять Гоголя как мастера художественного слова, как великого писателя-реалиста, целесообразно обратить внимание ещё на одну сторону при изучении языка «Мёртвых душ»: на работу Гоголя над текстом поэмы. Сопоставление канонического текста отдельных мест поэмы с первоначальной редакцией вскрывает процесс работы Гоголя над словом и убеждает в том, что перед, нами великий художник-реалист, стремящийся к меткости и точности слова, к большей простоте и доступности выражений.

Известно, что Гоголь при всей гениальности был большой труженик и учил других тренировать себя в писательском искусстве. «Пишите, — писал он Сологубу, известному беллетристу того времени, — поставьте себе за правило хоть два часа в день сидеть за письменным столом и принуждать себя писать».

Начало окончательной редакции («счастлив путник») гораздо конкретнее начала ранней редакции. Оно находит выразительное повторение и углубление в последнем предложении первого абзаца («счастлив семьянин») и третий раз повторяется в параллельном начале второго абзаца («счастлив писатель»), тем самым устанавливая теснейшую связь между двумя абзацами, параллельно развёрнутыми.

Образ усталого человека с рядом осложняющих этот образ деталей, как явно громоздкий и ненужный, Гоголь закономерно смял. Ряд кратких однородных членов к слову дороги, данных в форме любимого Гоголем приёма перечисления, освобождённых от отвлекающих, лишних деталей, сделал этот образ более Отточенным. Эта стяиутость перечисления сразу позволила Гоголю поставить сказуемое «видит» и вслед за ним искомое: «знакомую крышу» и рядом то, что бросается в глаза, радует и манит: «с несущимися навстречу огоньками» (взамен малоговорящих выпущенных подробностей).

Вслед за этим наступает результат—удовлетворение («и предстанут») и даётся перечисление новых семейных впечатлений, без отвлекающих подробностей (сняты слова: нянька, собака), но зато с упором на эмоциональную, оздоровляющую- ценность этой встречи: «прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти».

Последнее предложение первого абзаца окончательной редакции точное, более яркое и реалистическое, чем состоящая из повторов и удлинений ранняя редакция того же текста.

Большую смысловую нагрузку несёт и противительный союз но, усиливающий противопоставление и как бы- способствующий уравновешиванию концовкой абзаца всего его содержания. Этот союз но играет такую же значительную роль и в следующем абзаце, где сопоставляются характеры и судьбы двух писателей, данных также в плане резкого контраста.

Гоголь в поэме обстоятельно и последовательно развивает события:, он как бы своими глазами наблюдает происходящее, вглядывается во все характерные подробности людей, предметов или явлений и с необычайной меткостью, выразительностью и в то же время ясностью изображает их в поеме. В начале 2-й главы поэмы Гоголь прямо характеризует себя: «Автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всём, и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как немец». Обстоятельность и детализация в изображении окружающего являются неотъемлемыми свойствами Гоголя как писателя-реалиста, очень правдиво и в то же время просто рисующего всевозможные жизненные явления. Возьмём несколько примеров ив текста поэмы.

Вот ещё один пример: описание старинных часов у Коробочки, в котором Гоголь сочетает приём детализации с поэтическими сравнениями: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что

Похожие сочинения

  1. Мертвые Души
    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...смотреть целиком
  2. Чичиков – герой своего времени
    У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности....смотреть целиком
  3. Как и почему Плюшкин превратился в «мёртвую душу», или Плюшкин - не «прореха на человечестве», а обиженный и обделённый светом человек
    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...смотреть целиком
  4. Воспитание и образование Чичикова
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...смотреть целиком
  5. Образ Чичикова в романе «Мертвые души»
    При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь?...смотреть целиком
  6. Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души»  Новое!
    Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома...смотреть целиком
  7. Мастерство Гоголя в изображении Чичикова
    Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации. Главной темой в поэме является...смотреть целиком