Главным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков - явление новое в литературе как общественно-психологический тип и, возможно, не до конца раскрытый автором в загадочности художественно-философского, мистического осмысления. Сама портретная характеристика этого антигероя не определяет его как индивидуальность (вспомним точное лермонтовское относительно героя новых времен Печорина: “Глаза не смеялись, когда он смеялся”), подчеркивает стандартность во внешности, вкусах, манерах: “…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок. Нельзя сказать, чтобы стар, однако же, и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным…”. Значительно позднее, освещая одиссею с торгами-куплей душ, автор укажет: “Темно и скромно происхождение нашего героя… Совсем вышел не такой, как я думал! Ему бы следовало в бабку пойти с матери стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца”.

Не отмечался юный Павлуша особыми способностями к обучению, однако ближние заметили в нем незаурядный практицизм в жизни, в частности умение “приращивать” деньги, умение понравиться учителям, начальству, хитро кривить душой ради карьеры, манипулируя при этом неискренностью чувств, показными скромностью и аскетизмом. И служба на таможне, и связь с контрабандистами, и умелое избежание наказания и окончательного бесчестия - все служебные и чисто жизненные перипетии формировали опыт человека нового времени, человека с талантом соискателя (”Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель”). Грядущая сила капитала должна была разрушить не только старые дворянские гнезда, а и сформировать новую мораль, новый тип человеческих отношений, где место под солнцем может получить лишь энергичная, действенная личность, лишенная любых элементов моральных укоров и совести. Чичиков - не какой-то мелкий мошенник или уголовник.

Он энергичный, действенный, воинственно-беспощадный ко всему и всем, кто может стоять на его пути. Это сила, которой завидуют, которая действует безнаказанно и удачно, сила утверждающаяся в ранге культа подлости, перед которой новые поколения будут склонять голову. Прозорливые предостережения великого классика! Так ли это!? Именно этой магической власти денег, власти богатства (вспомним значение апокалипсического числа “зверя”: “В золоте, которое приходило к Соломону каждый год, вес был шестьсот шестьдесят шесть золотых” - 3 царь. 10,14) подчинится человечество (”Ибо он начнет с чрева, чтобы человек, доведенный до крайности недостатком пищи, вынужден был принять его печать”, - так говорил о порабощении народов антихристом святой Ефрем Сирин), который вынужден будет сам отдать себя в вечное рабство - рабство души, по логике Великого Инквизитора из “Братьев Карамазовых” Ф. Достоевского: “Лучше поработите нас, но накормите нас”.
Прообразом какой силы выступает в “Мертвых душах” центральный персонаж Чичиков (или, может, конкретно тем, кто будет править перед концом света?) - становится понятно: Гоголь хорошо сознавал, какие факторы приведут к порабощению человеческих душ. Да и собственно в самой метафоризации характеров и ситуаций заложена идейная парадигма автора с его мистической прозорливостью. Ответ здесь напрашивается в самом вопросе. Кто ставит себе целью поработить души? Какие души? Омертвелые души становятся собственностью князя тьмы! Возможно, дальнейшая работа над образом, который должен был бы перерасти в апокалипсический символ, привела автора к творческим нерешительностям, что и послужило причиной соответствующих метаморфоз со вторым томом поэмы: он перерабатывался, а за девять дней до смерти Гоголь сжег законченную работу.


Лишь пять чудом уцелевших глав были опубликованы после смерти классика. Судя по уцелевшим страницам второго тома, Гоголь старался изобразить положительное начало в национальном прогрессе России, в частности в образах помещика Костанжогло, купца Муразова, которые должны были бы положительно повлиять на моральное очищение Чичикова, который попался на мошенничестве и превратился из богача в бедняка. Однако не эти ли нерешительности в идейно-художественном замысле главного персонажа как апокалипсического символа могли стать причиной кризисного состояния великого мастера? Об этом уже мы вряд ли узнаем. “Мертвые души” Гоголя - это не только сатира на омертвелый духовный мир негодяев, мошенников, подлецов, мир воинствующего зла, олицетворенного в поклонении мамоны.

Бессмертное творение классика вместе с тем является замечательной лирико-эпичной поэмой о великой триединой Руси, о творческой незатухающей силе ее великого народа, в великое будущее которого в прогрессе мировой истории хочется верить автору. В поэме немало прекрасных описаний, замечательных лирических отступлений, некоторые из которых давно стали хрестоматийными. В метафорическом названии птицы-тройки, которая несется в будущее, заложена авторская мысль о сакральном триединстве Руси, сила духа которой неисчерпаемая и неуничтожаемая. Вот только куда - к прогрессу или к пропасти - понесет она?

Мучительным оставался этот вопрос для великого украинца Гоголя: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух. Летит мимо все, что есть на земле, и, косясь, сторонятся и дают ей дорогу другие народы и государства”.