«Русь, куда же несешься ты ? дай ответ.
Не дает ответа...»
Н.В.Гоголь

Почти у каждого писателя есть произведение, кото¬рое является делом всей его жизни, творением, в кото¬рое ложил он свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души», так и остав¬шиеся неоконченными после семнадцати лет работы. Поэма вызвала горячие споры и толки. В.Г.Белинский имел все основания сказать, что вопрос о «Мертвых ду¬шах» столько же литературный, сколько и обществен¬ный, результат столкновения старых начал с новыми. Читая книгу впервые, я мало обращал внимания на ли¬рические размышления автора о России и русском на¬роде. Эти прекрасные места даже казались неуместны¬ми в сатирической поэме. Перечитав недавно «Мерт¬вые души», я вдруг открыл Гоголя как великого пат-риота, убедился, как важен для всего замысла писате¬ля исполненный гордости образ Руси. За последние годы громадно вырос вопрос о судьбе нашей сегод¬няшней России, о ее предназначении, будущности, о способности русского народа вновь совершить исто¬рический рывок. Ученые, писатели, политики и эко¬номисты спорят об этом. Порой мне как бы слышат¬ся слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому на¬роду:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Как же не обратиться к певцу земли Русской Гоголю за советом в такое сложное время?
С того момента, как бричка Чичикова тихо вкатилась в губернский город N и поспешно уезжает из города, проходит немного времени, но читатель успевает не только познакомиться с удивительным разнообразием помещиков и чиновников, но и увидеть образ целой страны, понять «несметное богатство русского духа».
Писатель не отделяет помещиков и чиновников от народа, как это делают критики.

Так можно назвать из всех типов только Плюш¬кина, душа которого омертвела от жадности. Но сам Гоголь поясняет, что «подобное явление редко попада¬ется на Руси». Здоровяка Собакевича, способного съесть целого осетра; кутилу, враля, гуляку и скандалиста Ноз-древа; мечтательного лентяя Манилова; прижимистую «дубинноголовую» Коробочку; прожженного взяточни¬ка Ивана Антоновича «кувшинное рыло»; полицмейсте¬ра, объезжающего торговые ряды как свою вотчину, и многих других героев «мертвыми душами» не назовешь. Это либо хозяева-кулаки, либо бесполезные люди, либо подлецы, которых Гоголь сумел «припрячь».
И эти господа, и Петрушка с Селифаном, и два мужи¬ка, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, — часть рус¬ского народа. Но не лучшая часть. Истинный образ на-рода видится, прежде всего, в описании умерших крес¬тьян. Ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещи¬ки. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они при¬обретают былинный облик.
«Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких эки¬пажей и не делал, как только рессорные». Так хвалился своими крестьянами Собакевич. Чичиков возражает, что они уже умерли и только «мечта». «Ну нет, не меч¬та! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких лю¬дей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...».
И сам Павел Иванович, разглядывая списки куплен¬ных крестьян, будто видит их наяву, и каждый мужик по¬лучает «свой собственный характер». «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной», — читает он и начина¬ет представлять: «А! Вот он... На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ, прежде всего, полным сил, талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель о жи¬вом, метком русском слове, что вырывается из-под са¬мого сердца.
Но не всегда русские люди покорны властям. Обиды могут довести их до мести. В «Повести о капитане Копейкине» рассказывается, как герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, обиженный чиновниками, со¬бирается вокруг себя шайку вольных людей.
Россия встает перед нами в своем величии. Не та Рос¬сия, где чиновники берут взятки, помещики проматы¬вают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие дороги и гостиницы. Вернее, сквозь эту Россию писатель видит иную Русь, «птицу тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» И образ стра¬ны-тройки сливается с образом мастера, снарядившего «дорожный снаряд». Гоголь видит Русь великой, указы¬вающей путь другим, мнится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».
История, к сожалению, рассудила по-иному. Не уда¬лось нашей стране обогнать другие. И ныне здравству¬ют в других чинах и обличьях ноздревы, Чичиковы, Маниловы и Плюшкины. Но жива Русь, «птица тройка». И, несмотря на неурядицы, не могут не почуяться «иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный бо¬жескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоот¬вержения». И верится нам, жителям России, что пророческими окажутся в будущем слова писателя: «Поды¬мутся русские движения... и увидят, как глубоко зарони¬лось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов...».


Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  2. Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»  Новое!
    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...смотреть целиком
  3. ЧТО ТАКОЕ "ЧИЧИКОВЩИНА"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")
    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...смотреть целиком
  4. Визит Чичикова к Плюшкину
    Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним...смотреть целиком
  5. Что общего у Гоголевских помещиков?
    "Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. "Попробуйте детально вспомнить сюжет...смотреть целиком
  6. Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству...смотреть целиком
  7. О жанре «Мертвых душ»
    Внешность замещает собой личность, до окончания истории жизни прокурора густые черные брови и подмигивающий глаз станут не портретом, а символом прокурора. Затем, со слов Собакевича, читатель и Чичиков, спешащий совершить купчую, узнают, что прокурор...смотреть целиком