Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Известно, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. “Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность...” — писал Гоголь. Прошло много лет после его смерти, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. На все же их стало меньше.
Герои поэмы “Мертвые души”, созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам “знакомыми незнакомцами”. Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слово “маниловщина” стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться — они пьянствуют, разгильдяйничают. А ведь долг помещика — организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. “Маниловщина” больше самого Манилова. “Маниловщина”, если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России Провинциальный помещик Манилов подражал “первому помещику России” — Николаю Первому и его окружению. Гоголь изобразил “маниловщину” верхов через ее отражение в провинциальной среде. И до сих пор в нашей жизни мы часто встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая “Мертвые души”, этот герой кажется нам “знакомым незнакомцем”.
Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из “тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку “дубинноголовой”. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки тоже очень распространены. Эти люди превратились в жестокосердных и жадных типов, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему.
Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева “историческим ч

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  2. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  3. Павел Иванович Чичиков
    Чичиков – главный герой поэмы, он встречается во всех главах. Именно ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами, именно он путешествует по России, встречаясь с самыми разными персонажами и попадая в самые разные ситуации. Характеристика Чичикова...смотреть целиком
  4. Мое отношение к Чичикову
    Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю её всеми силами моей души. А. П.Чехов, «Дядя Ваня» Когда читаешь произведение «Мертвые души», очень удивляет необыкновенно доброе отношение Николая...смотреть целиком
  5. Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия.
    Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным,...смотреть целиком
  6. Мир перевернутых ценностей в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»
    Н.В. Гоголь - писатель, чье творчество по праву вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует...смотреть целиком
  7. "Повесть о капитане Копейкине" (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя \'Мертвые души")
    Александр Сергеевич Пушкин, подаривший Николаю Васильевичу Гоголю сюжет “Мертвых душ”, советовал молодому писателю собрать воедино все пороки и несуразицы тогдашней России и заодно высмеять их. Гоголь блестяще справился с замыслом, создав произведение,...смотреть целиком