Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма «Мертвые души» простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется над глупым, смешным, страшным, пошлым, но его смех грустный. Эта печаль – результат трагического несоответствия между идеалом и обыденностью, мечтой и реальностью. Не все просто у Н. В. Гоголя и в выборе объекта осмеяния. У него может быть смешной разбойник капитан Копейкин и страшный заботливый хозяин Собакевич. Гоголь смеется над нечистой силой, но человек в зеркале его книг ужасает беспросветной ограниченностью, пошлостью, духовной нищетой.

Гоголь смеется как умный клоун, смеется, чтобы не плакать. Прослушав «Мертвые души», Пушкин сказал: «Боже, как печальна наша Россия». После выхода поэмы в чем только не обвиняли Гоголя, что он якобы унижал Россию и ее народ. Но только человек, бесконечно преданный Родине, может так смеяться над всем, что ее искажает.

У Н. В. Гоголя нет смеха ради смеха, он никогда не подразумевает развлечь скучающую публику. Он мечтает об отзыве, о том, чтобы каждый, прочитав и посмеявшись, строго заглянул себе в душу: а я не Чичиков? Не Ноздрев? Не Плюшкин?

Гоголь пародирует и высмеивает привычные «идеалы»: благой брак, «красавицу дочь и веселого мальчишку», преклонение перед внешними приличиями, достоинство человека, исчисляемое в звонкой монете. Очищенные горьким смехом, вновь открываются нам истинные ценности: любовь к Родине, чувство истории, вера в справедливость, любовь. Смех Гоголя не обязательный. Он дает погибшему шанс воскреснуть. Это смех с надеждой на то, что в самой зачерствелой человеческой душе, даже в душе Плюшкина, есть уголок, куда проникает свет счастья и добра. Даже Чичиков может вспомнить о тех временах, когда его жизнь была освещена другим светом, о невинности и чистоте детства, о материнской любви. Светлый смех должен помочь человеку вернуться к своим началам уберечь его от низменного, пошлого существования. Н. В. Гоголь никогда не смеется зло. Он знает: милосердие – основа всего, а не осуждение. Его смех не знает о вечном проклятии, веселье, поднимающем душу. Пушкин писал, что Гоголь заставляет людей «смеяться сквозь слезы грусти и умиления».

Похожие сочинения

  1. Роль эпизода в поэме
    Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») В поэме "Мертвые души" Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер...смотреть целиком
  2. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  3. Чиновники города NN (по поэме Н.В.Гоголя "Мертные души")
    Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений...смотреть целиком
  4. "Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни" В. Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души"
    Роль Белинского в восприятии современным читателем творчества Гоголя вообще и его бессмертной поэмы в частности неоднозначна. С одной стороны, мы ценим наследие великого критика, который по его собственному выражению, “любил Гоголя до самозабвения” и...смотреть целиком
  5. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особен¬но привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. «Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся...смотреть целиком
  6. Сатира Гоголя
    В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: "Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой". В этих...смотреть целиком
  7. Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе
    Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе. Сыновья Тараса резко отличались друг от друга. Сначала Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били. По­том смирился и...смотреть целиком