Страница: [ 1 ]  2  

Все развитие русской литературы, особенно литературы критического реализма, связано с именем Николая Васильевича Гоголя. Бесспорно то место, которое определил ему в свое время ВТ Белинский: «Гоголь великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». В своих произведениях он выступает как писатель-гражданин, страстно влюбленный в свою страну, свой народ, скорбящий о страданиях русских людей и произносящий приговор крепостнической России.

Пафос обличение дворянско-бюрократического общества, чиновничье-помещичьей России достиг своего апогея в поэме «Мертвые души». «Это глубокое по мысли, социальное общественное и историческое произведение». писал Белинский.

С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. Гоголь признавался, что «вся Русь явится в нем». Но он не просто показал российскую действительность, а обнажил все ее пороки и изобразил эту действительность в резких, сатирических тонах.

Уже в первом томе «национальной поэмы-эпопеи» обнаруживается контраст между острой критикой дворянского общества, реалистической картиной его разложения, критикой чиновничье-борократической системы страны, то есть всем этим «царством мертвых душ», и возвышенными, но несколько абстрактными идеалами Гоголя. Проблему общественного обновления русской нации он ставит в прямую связь с внутренним, моральным возрождением каждого человека. Такой процесс возрождения подлеца и хотел показать писатель. «Припряжем подлеца», говорит Гоголь, пристраивая Чичикова к птице-тройке, но сделаем так, чтобы в нем родился человек, который бы осознал низменность своих целей и не только бы переродился сам, а способствовал возрождению всей нации, всего государства.

Свою задачу Гоголя писателя и Гоголя-человека он также связывал с духовными преобразованиями в России. Очень рано, еще будучи учащимся гимназии, он начинает готовить себя к высокому гражданскому служению и решает посвятить свою жизнь борьбе за общественное благо.

Значительная часть лирических раздумий автора в поэме «Мертвые души» посвящена вопросу о судьбе и назначении писателя-сатирика. Гоголь активно борется за правдивую, высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях, сложившихся в отечественной словесности. К одному принадлежат писатели, которые не спускаются «с вершины своей к бедным и ничтожным своим собратьям» и создают «только возвеличенные образы». К другому относятся те писатели, которые «выставляют выпукло и ярко на всенародные очи» характеры обычные, повседневные, встречающиеся на «нашей земной, подчас горькой и скучной дороге». Сам Гоголь выбирает тернистый путь писателя российской действительности, пошлости и косности русского общества. Он убежден: что «автор должен сказать святую правду» своим читателям, как бы ни была она горька.

Тема гражданского долга звучит не только в высказываниях писателя, но и в определенной гражданской смелости, в той позиции, которую занимает автор, освещая общественные проблемы. «Повесть о капитане Копейкине» не только продолжает сквозную тему всей поэмы и показывает Россию мертвых душ, она как бы проливает свет на всю поэму, раздвигает пространственные рамки изображаемого, дает понять, что произвол, бездушие, насилие царят во всей стране. вызыва

Похожие сочинения

  1. Пример сочинения на тему: Образ Чичикова в романе «Мертвые души»
    Чичиков резко отличается от помещиков и чиновников, с которыми ему приходится сталкиваться. В обличие от помещиков — косных, неподвижных, бездеятельных, не способных вести хозяйство — Чичиков деловит, деятелей, предприимчив. В противоположность чиновникам,...смотреть целиком
  2. Воспитание и образование Чичикова
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...смотреть целиком
  3. Второстепенные образы поэмы «Мертвые души»
    «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами...смотреть целиком
  4. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  5. Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н.Гоголя "Мертвые души")
    «Повесть о капитане Копейкине» — вставной эпи­зод в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, посредст­вом которого автор вводит в произведение тему взаи­моотношений «маленького человека» и верховной власти. Капитан Копейкин «после кампании двена­дцатого года......смотреть целиком
  6. Исследование образа Собакевича
    В углу гостиной у Собакевича "стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах... Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!"...смотреть целиком
  7. Сюжет и композиция поэмы «Мертвые души»
    С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная...смотреть целиком