Поэма “Мертвые
души” была написана в период 30-40-х годов XIX
века,
когда в России царило жестокое
самодержавие. Господствующий класс —
дворянство — стремился затормозить
развитие России, сохранить существовавшие
экономические и общественные отношения,
обеспечивавшие его привилегии.
Обездоленные, обнищавшие, жестоко
эксплуатируемые крестьяне отвечали на
усиливавшийся гнет волной
восстаний. Нарастал социальный протест. Эту
обстановку в стране отобразил Н.В. Гоголь в
своей поэме “Мертвые души”. “Мертвые души”
названы поэмой, и в этом авторском выборе
жанра, удивлявшем многих,— абсолютная
правота и художественная точность. Поэма —
образец совершенной органичной формы,
соединившей речевые и образные пласты
разных эпох.

“Мертвые
души” — это чисто народное произведение.
Жизнь крестьян — это фон, на котором
разворачивается все действие. Рабское
состояние, вечное ожидание порки, ругани
сделали одних тупыми и бестолковыми.
Молчаливый, тупой Петруха, читая книги,
следит за тем, как из отдельных букв
получаются какие-то слова. Девочка Пелагея
“не знает, где право, где лево”. Однако
Гоголь показывает не только забитого,
запуганного мужика,
он не мог не рассказать о нарастающем
протесте крестьянства: и громадное
количество беглых у Плюшкина, и расправа
крестьян с земской полицией, и размышления
и опасения обы-. вателей и чиновников по
поводу переселения крестьян — все это
говорит о крестьянских волнениях. Гоголь
восхищается трудолюбием русских крестьян,
их выносливостью, физической силой, умением
работать. Любая работа спорится в их руках.
Экипажи каретника Михеева славились на всю
округу. Плотник Степан Пробка “все
губернию исходил с
топором за поясом и сапогами на плечах”.
Голодные, босые, раздетые крепостные
создавали громадные ценности, были
настоящими тружениками. Однако все, что
производилось их тяжелым трудом,
проедалось, пропивалось ноздревыми,
маниловыми, собакевичами. Помещичьи кутежи,
балы, обеды и ярмарки — все это на
крестьянские оброки. А русский народ,
угнетаемый этими ничтожными, пошлыми
людьми-уродами, полон сил, таланта, вызывает
глубокое сочувствие и восхищение. Бойкий,
насмешливый ум народа, острая
наблюдательность живо выражается в его
речи, песнях, которые “зовут и рыдают, и
хватают за сердце”. Гоголь видит силы,
талантливость русского народа, он видит
впереди его великое будущее, знает, что на
этом необъятном просторе развернется народ-богатырь.

Изучая “Мертвые
души”, необходимо всегда иметь в виду
методологически важное высказывание
Белинского: “Нельзя ошибочнее смотреть на
“Мертвые души” и грубее их понимать, как
видя в них сатиру”. Нет, это не сатирическое
произведение, а произведение о жизни
народной. Гоголь
в “Мертвых душах” совершенно отрекается
от малороссийского элемента и становится
русским, национальным поэтом во всем
величии этого слова. Да и поэма его истинно
национальная, русская. При каждом ее слове
можно говорить: “Здесь русский дух, здесь
Русью
пахнет”. Поэма затрагивает живые,
современные национальные вопросы в
тогдашней России: уничтожение крепостного
права, отмена телесного наказания, строгое
выполнение хотя бы тех законов, которые уже
есть.

Тема народа
в “Мертвых душах” тесно соединяется с
темой , Родины. Беспощадно критикуя
общественный строй, существовавший в
стране, писатель был уверен в славном
будущем русской земли, ее грядущем расцвете.
Эта убежденность возникла из живого
ощущения огромной творческой энергии,
которая таилась в недрах народа. Образ
России выступает в поэме как олицетворение
всего великого, на что способен русский
народ. Гоголь предугадывает рождение
богатырских сил внутри России, он убежден в
том, что ей предстоят великие исторические
свершения. “Мертвые души”

произведение глубоко патриотическое,
национальное. Оно беспощадно обличало тех,
кто мешал процветанию родной страны. Оно
проникнуто горячей верой в великое будущее
России, служит тому, чтобы это будущее
скорее наступило. “Мертвые души” —
подлинно народное произведение, ибо оно
было направлено против верхов общества,
угнетавших народ, оказывало громадное
воздействие на формирование
революционного сознания, содействовало
росту освободительного движения в России.

Поэма
актуальна и в наши дни. Она тесно
перекликается с современной общественно-политической
жизнью. Многие злободневные проблемы,
затрагиваемые в поэме, не решены и по сей
день. Гоголь, являясь яростным обличителем
господствующего класса, с нескрываемой
злобой относится к чиновничьему аппарату,
обличая тупость, жадность, взяточничество.
Он ставит на первое место народ с его
духовным богатством и нравственной
чистотой.

Заканчивая
сочинение, хочу сказать, что полностью
согласен со словами В. Белинского о поэме Н.
Гоголя “Мертвые души” и считаю, что
великий критик сказанным как нельзя лучше и
точнее выразил суть и духовное значение
этой книги.

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. Чичиков — Новый герой эпохи
    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...смотреть целиком
  3. Воспитание и образование Чичикова
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Капитан Копейкин
    Капитан Копейкин — герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники. В вариантах «Повести» предполагалось бегство К. К. в Америку, откуда он ч направлял Александру...смотреть целиком
  5. Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия.
    Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным,...смотреть целиком
  6. Быт и нравы Манилова
    Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй...смотреть целиком
  7. «Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни
    А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице....смотреть целиком