Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» является одним из гениальных произведений русской литературы девятнадцатого века. Это произведение создано в условиях новой политической обстановки в стра­не, которые нашли здесь свое отражение. В ней Гоголь хотел показать всю Россию, со всеми ее недостатками и достоинствами, обрисовать жизнь поме­щиков, чиновников губернского города и крепостных крестьян.

Почти половина первого тома поэмы посвящена характеристике раз­ных типов помещиков. Гоголь создает пять характеров, непохожих друг на друга, но в то же время типичных для России того времени.

И первыми владельцами крепостных, с которыми нас знакомит Гоголь, оказывается Манилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». Автор с иронией описывает господский двор, с претензией на «английский сад с заросшим прудом», жиденькими кустиками, с бледной надписью: «Храм уединенного размышления».

При встрече с Маниловым нельзя сразу определить его характер. Впе­чатления о нем непрерывно меняется. Черты лица его были не лишены приятности, «но в эту приятность чересчур было передано сахару». Ма­нилов простодушен и сентиментален до приторности, его сентименталь­ность проявляется прежде всего в семейном быту. Писатель умело выде­ляет «говорящую» деталь внешнего облика героя. Сразу создается зри­тельное впечатление живого лица, выявляется психологическая сущность помещика. Каждый штрих, выразительный сам по себе, — неотъемлемая часть всей фигуры Манилова. Он и не подозревает о том, что обычное, привычное разглагольствование обнажает прежде всего его убогость, глу­пость, грубость, ханжество. Но сразу же бросается в глаза его желание всем нравиться. Он уверен в том, что живет высшими достижениями человече­ской культуры. Он абсолютно не интересуется хозяйством, так как считает себя человеком хорошо воспитанным и не может заниматься такими пус­тяками. Праздность и безделие прочно вошли в жизнь Манилова и стали неотъемлемой частью натуры: «в его кабинете всегда лежала книжка, за­ложенная закладкою на четырнадцатой странице вот уже два года».Однако Манилов далеко не самый отрицательный герой поэмы «Мерт­вые души», так как его излишняя Слащавость, сентиментальность не яв­ляются худшими чертами человеческого характера. Но что бы он ни делал, как бы его судьба ни складывалась, в поле его зрения находятся лишь чисто бытовые занятия и интересы. Один и тот же вопрос: «Для чего живет?» — можно задать с уверенностью неразумности ответа. Крайняя бессознатель­ная степень существования — его качество. И неведомые никому силы несут Манилова по однообразной, истоптанной жизненной дороге.

Таким образом, в поэме ярко и зримо отражены следствия деградации определенных слоев российского общества. Гоголю удалось обнаружить бле­стящее художественное мастерство, найти остроумные приемы разоблаче­ния помещиков в этих ярких характеристик. А скрытая ирония автора по­могает глубже понять фальшивость общественных устоев.

Похожие сочинения

  1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ\'
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  2. Рецензия к поэме
    В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к поэме Мертвые души. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому...смотреть целиком
  3. Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»
    Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий...смотреть целиком
  4. Образ Чичикова в романе «Мертвые души»
    При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь?...смотреть целиком
  5. «ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    Поэму «Мертвые души» невозможно представить без «ли¬рических отступлений». Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов. Благодаря «лирическим отступлениям» мы постоянно чувствуем...смотреть целиком
  6. Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души»)
    Николай Васильевич Гоголь — выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик. Его творения являются неисчерпаемым источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного юмора. В то время, когда Гоголь начинал свою...смотреть целиком
  7. Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»
    Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, «миллионщики» и т. д. Народ непосредственно не показан в поэме, не считая слуги Петрушки, кучера Селифана и еще нескольких...смотреть целиком