Страница: [ 1 ]  2  

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед родиной. В 1841 году поэма была написана, но члены Московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была запрещена, это были самые тяжелые дни для Гоголя. Он обратился за помощью к Белинскому, и тот сделал все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь». Гоголь вначале хотел изобразить всю Русь с одного боку, а получилась картина небывалого, разностороннего охвата явлений.

Гоголевский Чичиков образ необыкновенный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод,» пишет Гоголь. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать герад с мертвыми душами». Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив зовет отца, «а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь», Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек. Гоголь пишет: «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью». Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев произвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве,» радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков авантюристы, только в разных планах. Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: «Зацепил поволок, сорвалось не спрашивай». Уже эти небольшие штрихи, сделанные с портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к накоплению средств благополучия не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить «блестящую идею», навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила солидный капитал. Чичиковвеликолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова в прожектерстве и обходительности, Ноздрева в изощренности фантазии, Собакевича в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.

«Камнем преткновения» Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и «дубиноголовости». Кто бы мог догадаться, что «черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу! Подлость «притянула» подлость и «захлебнулась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломку бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев -черты. Поэтому к выражению «Чичиков делецприобретатель», можно было бы добавить «В российских условиях». «Милый подлец» Чичикова все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом, в понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда мы встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно симпатизируя оптимизму Чичикова и обсуждая предмет страсти героя деньги, которые делают его подлецом.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала главным делом всей жизни писателя, — произведением, в которое он вложил свои самые сокровенные мысли, всю свою душу. В пяти «портретных» главах перед нами последовательно предстают помещики, которых посещает на своем пути Чичиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Все они ведут паразитический образ жизни, не приучены к труду и проводят свои дни в праздной бездеятельности. Эти общие социальные черты, обусловленные крепостным правом, но они принимают в каждом помещике свои формы, — каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Главы, посвященные этим «героям», располагаются в особой последовательности — по степени их деградации.

Первым в галерее «бесполезных» помещичьих типов выступает Манилов. Он не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии, так как управлением своего поместья сам не занимается, передоверив это дело приказчику. Перед нами наивный, благодушный и сентиментальный мечтатель, который самого себя считает чрезвычайно образованным, а свою речь, наполненную словами-пустышками, — верхом совершенства. Его дом стоит «одиночкой на юру, открытый всем ветрам» и окруженный пятью-шестью березками «с жиденькими вершинами», которые не дают ни тени, ни прохлады в знойный день. Внутренняя обстановка, где рядом с великолепной мебелью соседствуют стулья, обтянутые «просто рогожей», или «горки выбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе, говорят о том, что хозяйство Манилова постепенно приходит в упадок. Но хозяин усадьбы не замечает уродливости своего быта. Он практически не имеет представления о реальной жизни, так как полностью поглощен созданием фантастических проектов, из которых один нелепее другого. Абсолютно бесхарактерный, мечтательный и духовно немощный, этот помещик, тем не менее, самый бескорыстный и самый «безопасный» из всех.

В следующей главе мы встречаемся с яркой противоположностью бездеятельного Манилова — хлопотливой Коробочкой, у которой «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена своих крестьян она знает наизусть, но умственный кругозор ее ограничивается кругом хозяйственных интересов. Коробочка привыкла жить по установленному порядку, ко всему необычному относится с суеверным страхом и недоверием. Руководствуясь лишь копеечной выгодой, эта помещица боится уступить свои мертвые души— с одной стороны, опасаясь «прогадать» и желая «примениться к ценам», а с другой — думая, вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся».


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  2. Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»  Новое!
    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...смотреть целиком
  3. Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души»
    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...смотреть целиком
  4. Чичиков – история жизни во всех деталях
    Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, "творение,...смотреть целиком
  5. Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь — исключительный мастер создавать эпитеты огромной ёмкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее...смотреть целиком
  6. В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души")
    Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется по-настоящему удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе "Мертвых душ". Обращает...смотреть целиком
  7. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян. Но на самом деле в...смотреть целиком