В студенческие годы началось и увлечение Александра Сергеевича театром и литературой. В пансионе и университете издавался рукописный журнал, существовали литературные кружки, устраивались любительские спектакли, в которых принимал участие и Грибоедов. По свидетельству Бегичева, «на 15-м году жизни Грибоедова обозначилось уже, что решительное его призвание - поэзия». В университете нередко читал он товарищам свои стихи, главным образом сатиру и эпиграммы. В Петербурге начинается литературная деятельность Грибоедова. Обширные знакомства завязываются у него в литературных и театральных кругах столицы. О его кружке С. Н. Бегичев рассказывает: «Всегдашнее же наше и почти неразлучное общество составляли Грибоедов, Жандр, Катенин, Чипягов и я. Все они, кроме меня, были в Душе поэты, много читали, знали хорошо европейскую литературу и отдавали преимущество романтикам. В дружеских беседах часто сообщали они друг другу планы будущих своих сочинений… Все мы любили очень театр, часто его посещали…».

Литературная обстановка, в которой вызревал творческий гений Грибоедова, была пестрой и сложной. Начало XIX в. характеризовалось многообразием художественных направлений. Доживал свой век классицизм, ставший знаменем воинствующей литературной реакции, оплотом которой была организованная в 1811 г. «вельможная» «Беседа любителей русского слова». Под флагом патриотизма и привязанности к родной старине это общество деятельно боролось против прогрессивных литературных течений, отстаивало канонизированные эстетикой классицизма жанры и архаический стиль.

Сложившееся в борьбе с литературной реакцией общество «Арзамас» (1815) состояло из прогрессивных дворянских писателей, группировавшихся вокруг Карамзина и молодого Жуковского. Оно ратовало за отказ от омертвевших канонов классицизма, за новые поэтические жанры, за сближение литературного языка с языком разговорным. Однако в художественной практике карамзинистов проявлялись манерность стиля, увлечение чувствительностью за счет жизненной правды.

В те же годы ощутимей чувствуются реалистические тенденции, проявлявшиеся в комедиях и баснях Крылова, в романах Нарежного. Но основным направлением литературы с конца 10-х гг. XIX в. становится романтизм, ярко выраженный в поэзии Жуковского. Первые тайные политические общества видели в литературе серьезное средство воздействия на общественное мнение, ставили перед ней задачу воспитания граждан в духе свободолюбия и любви к отечеству. Многие деятели декабристского движения сами были литераторами, принимали активное участие в литературной жизни. В 1817 г. в «Арзамас» вступили будущие члены «Союза благоденствия» Н. И. Тургенев, М. Ф. Орлов, Н. М. Муравьев, стремившиеся придать деятельности общества более радикальный и политический характер. Прямо связанными с декабристским движением были «Вольное общество любителей российской словесности» (1816), в котором главную роль играли К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев, и общество «Зеленая лампа» (1819), участником которого был и Пушкин. В 1824 г. в «Вольное общество…» приняли Грибоедова.

В литературной борьбе 1815-1820 гг. особое место занимала группа так называемых «младших архаистов». Главными деятелями этого “направления являлись декабристы П. Катенин и В. Кюхельбекер. К ним примкнул сначала и Грибоедов. С этой группой его сближали не только дружественные связи, но и общественные настроения и близость литературных взглядов. «Младшие архаисты» искали своеобразного решения проблемы народности и самобытности русской литературы. В поисках новых форм для художественного воплощения свободолюбивых и высоких гражданских идеалов Кюхельбекер увлекался «славянщизной», торжественной патетикой архаического старославянского и наряду с ним библейского стилей. Будучи по своим передовым общественным взглядам противниками реакционной «Беседы…» Шишкова, «младшие архаисты» использовали ее стиль в целях развития высокой гражданской поэзии, проникнутой духом свободолюбия.

Увлечение «младших архаистов» славянщизной в этом плане восходит к традиции русских поэтов-просветителей конца XVIII - начала XIX в. Так же как и многие писатели декабристского направления, «младшие архаисты» критически относились к эстетическим принципам и художественной практике школы Карамзина - Жуковского. Влияние «младших архаистов» сказалось и на творческом развитии Грибоедова.


Однако не следует преувеличивать и этих связей и роли группы младоархаистов. Их литературные позиции проявились в трагедии Кюхельбекера и Катенина, полемической по отношению к трагедии Озерова, создавшейся под влиянием сентиментализма. Грибоедов в своей ранней попытке написать трагедию о Ломоносове, несомненно, близок к ним. Еще на студенческой скамье он написал не дошедшую до нас пародию на трагедию Озерова «Дмитрий Донской», назвав ее «Дмитрий Дрянской». Но ни в ранних светских комедиях Грибоедова, ни тем более в «Горе от ума» почти нет влияния архаической поэтики. Недаром сам Катенин подверг комедию Грибоедова критике за излишний бытовизм, слабости композиции и ее слишком вольный стих, считая, что лучше было бы написать ее всю александрийским стихом.

Как и Пушкину, Грибоедову были совершенно чужды кружковая замкнутость, ограниченность, литературная нетерпимость. Он отрицательно отзывался о литературных староверах - защитниках принципов классицизма в русской литературе. Критическое отношение сложилось у него и к школе классицизма во французской драматургии: «Зачем они вклеили свое дарование в узенькую рамочку трех единств,- замечал он о Корнеле и Расине,- и не дали воли своему воображению расходиться по широкому полю». Как и декабристы, Грибоедов требовал от писателя гражданской героики и обличительной направленности. Он шел прежде всего от жизни, от действительности. Именно поэтому он высоко ценил драматургию Шекспира. Подобно Пушкину, Грибоедов противопоставлял схематическому одностороннему классицизму - Шекспира, которого, по словам Бегичева, «он знал наизусть». «Я как живу, так и пишу, свободно и свободно»,- говорил Грибоедов.

К периоду этих жарких литературных споров относятся и перовые драматургические опыты Грибоедова. Он пишет ряд комедий в соавторстве с другими писателями. Характерно, что ранние пьесы Грибоедова еще не соответствуют тем требованиям, которые он сам предъявлял к драматургии вообще и к комедии в частности.

Русская комедия 1815-1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. В, Загоскин. В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин выступали против школы Карамзина - Жуковского. В 1815 г. появилась вызвавшая ожесточенную полемику комедия Шаловского «Липецкие воды», в которой в образе поэта Фиалкина осмеивались Жуковский и его поэзия.

Другое течение в русской комедии было представлено жанром салонно-светской комедии, построенной на любовной интриге. Наиболее видным его представителем был драматург Н. И. Хмельницкий. Значительную роль в ней играла французская комедийная традиция.

И, наконец, третье направление представляла реалистическая верная русским нравам, сатирико-бытовая комедия Крылова и именно ей принадлежало будущее.

Похожие сочинения

  1. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...»
    Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года....смотреть целиком
  2. Антитеза
    Термин "антитеза" произошел от греческого слова и означает - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез...смотреть целиком
  3. Москва Грибоедова и Пушкина
    Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом, которым когда-то...смотреть целиком
  4. МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И А. С. ПУШКИНА
    Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что...смотреть целиком
  5. Литературно эстетические позиции Грибоедова  Новое!
    Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, Александр Сергеевич Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлениям русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», жемчужиной русской сцены, Грибоедов...смотреть целиком
  6. Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова  Новое!
    А. С. Грибоедов является автором бессмертной реалистической комедии «Горе от ума». Наследуя сатирические традиции Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных...смотреть целиком
  7. Молодое поколение на рубеже двух веков в комедии Грибоедова  Новое!
    Вся комедия есть комедия о хамстве, к которому равнодушного или даже несколько более спокойного отношения незаконно и требовать от такой возвышенной натуры, какова натура Чацкого. Вот я перехожу теперь ко второму своему положению - к тому, что...смотреть целиком