А. С. Грибоедов является автором бессмертной реалистической комедии «Горе от ума». Наследуя сатирические традиции Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных ему нравов и характеров, открыв дорогу драматургии Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. Заслуга Грибоедова тем более велика, что он пришел к реализму в своем творчестве одновременно с А. С. Пушкиным и независимо от Пушкина. Свое главное произведение «Горе от ума» он закончил в 1824 г. В 1825 г. в альманахе «Русская Талия» появились с цензурными купюрами четыре сцены из первого действия комедии и все третье действие. Полностью, хотя по-прежнему с некоторыми искажениями текста, она была напечатана только в 1833 г., после гибели автора. Несмотря на цензурные гонения, «Горе от ума» быстро распространилось в многочисленных списках, вызвало большое возбуждение в обществе и ожесточенную борьбу между литературными группировками того времени. С необыкновенной силой Грибоедов обрушился на крепостническое общество, его быт и нравы. Писатель создал образ Чацкого - один из самых ярких и героических во всей русской литературе XIX в.

Центральными проблемами изучения творчества Грибоедова являются выяснение идейно-политического смысла комедии «Горе от ума» и определение конкретно-исторической специфики ее реализма в связи с эволюцией писателя и русской литературы того времени. Реализм Грибоедова может быть правильно понят лишь при сопоставлении его с революционным романтизмом декабристов, с которым у него прямая связь, и с реализмом Пушкина, с которым у него много общего. Творческая история произведений Грибоедова и формирование его реализма как художественного метода раскрываются во взаимосвязях с декабристским движением на разных этапах его развития. Связь с идеями декабристов была той главной силой, которая помогла раскрыться творческому гению Грибоедова, поставила перед ним самые острые вопросы современности, указала положительного героя в современной действительности. Весь жизненный и творческий путь писателя был связан с судьбой этою передового движения. Комедия Грибоедова отразила в своем основном сюжетном конфликте столкновение двух лагерей: небольшой группы революционного дворянства с классом крепостников.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4(15) января 1795 г. в Москве, в дворянской семье, получил отличное домашнее воспитание, учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. Он окончил два факультета: словесный и юридический,- а затем изучал в университете математику и естественные науки. Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским и персидским языками, изучал санскрит, турецкий. Будучи музыкально одаренным человеком, Грибоедов хорошо играл на фортепьяно, сочинял музыку. Юноша Грибоедов пытливо вглядывался в окружающую его жизнь. Он был сверстником декабристов. Одновременно с ним в пансионе и университете учились будущие декабристы и близкие к ним лица: И. Д. Якушкин, братья Н. М. и А.З. Муравьевы, А. И. Якубович, И. Д. Щербатов, П. Я. Чаадаев, П. П. Каверин. Эти молодые люди интересовались политическими и философскими вопросами. В университете начало формироваться общественное сознание наблюдательного и даровитого Грибоедова.

Грибоедов был участником Отечественной войны 1812 г.: он вступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. После выхода в отставку в 1816 г. Грибоедов живет в Петербурге. Служба в Коллегии иностранных дел сближает его с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером. Грибоедов расширяет круг знакомых, среди которых А. И. Одоевский, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский, М. Ф. Орлов. Он знакомится с театральным миром: артистами Сосницким, Семеновой, Вальберховой, позднее - с Каратыгиным. Грибоедов много пишет для сцены, участвует в литературной полемике. Жизнь бурлила вокруг Грибоедова, и он не оставался безучастным к ней. И близость к декабристам, и возникший около этого времени замысел комедии «Горе от ума» свидетельствовали о том, что, уезжая в 1818 г. на службу в Персию в качестве секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране, Грибоедов уже понял общественно-политическую коллизию своего времени. В Петербурге Грибоедов наблюдал зарождение революционного движения.

С 1822 г. Грибоедов служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове. И здесь его окружали друзья и единомышленники. В дружеской атмосфере общения с Ермоловым и Кюхельбекером Грибоедов начал усиленную работу над давним замыслом «Горя от ума» и написал в Тифлисе первые два действия комедии.





* Наиболее важными были московский и петербургский периоды жизни Грибоедова с весны 1823 по май 1825 г. Писатель вернулся из Тифлиса в долгосрочный отпуск и с головой окунулся в бурную общественную и литературную жизнь. Здесь Грибоедов имел возможность на балах и раутах еще раз столкнуться с нравами реакционной фаму-совской Москвы, холодного, официального Петербурга и всем сердцем и умом осознать благородную миссию молодых поборников свободы, таких, как его Чацкий.

Летом 1823 г. Грибоедов уехал в тульскую деревню своего приятеля С. Н. Бегичева, где с исключительным творческим подъемом работал над третьим и четвертым действиями «Горя от ума». В июне 1824 г. Грибоедов уже читает комедию в литературных салонах Петербурга и приятельских кружках. В это время в Петербурге готовится революционное выступление декабристов, в котором примут участие почти все друзья Грибоедова. Он познакомился здесь с К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым, долгое время жил в одной квартире с А. И. Одоевским, где под диктовку переписывалось во множестве экземпляров «Горе от ума» для распространения по всей России.

В мае 1825 г. Грибоедов выехал из Петербурга на Кавказ, к месту службы. В день восстания, 14 декабря 1825 г., его в столице не было. Но он разделял политическую программу декабристов, хотя и расходился с ними по вопросам тактики. По дороге на Кавказ, в Киеве, он встречается с руководителями Южного общества декабристов С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым и другими декабристами.

«В 1826 г. Грибоедов был арестован. Он отрицал свою принадлежность к тайному обществу. Умная самозащита, ходатайство друзей помогли ему выйти на свободу. На самом же деле он знал о тайном обществе, знал о его целях и считал необходимым уничтожение крепостничества и самодержавной власти. В письме А. Бестужеву от 22 ноября 1825 г. Грибоедов просил обнять Рылеева «искренне, по-республикански».

Похожие сочинения

  1. Грибоедов и декабристы
    Два важнейших общественно-политических события первой четверти XIX в. определили направление и характер творчества Грибоедова — Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов. Вся обстановка общенационального подъема, великое движение народа, вставшего...смотреть целиком
  2. БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ
    А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа....смотреть целиком
  3. Персонажи в комедии «Горе от ума»
    “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас,...смотреть целиком
  4. Антитеза
    Термин "антитеза" произошел от греческого слова и означает - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез...смотреть целиком
  5. Новаторство Грибоедова
    Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами,...смотреть целиком
  6. Новая драматургия Грибоедова в драме о 1812 года  Новое!
    Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и политическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. В чем же тут дело? Ведь и Пушкин...смотреть целиком
  7. Переводческое и музыкальное творчество Грибоедова   Новое!
    В начале своего творческого пути Грибоедов тяготел к легкой, так называемой «светской», комедии, далекой от обличения социального зла. Первый опыт драматурга представлял собой широко практиковавшийся тогда перевод-переделку с французского. Трехактная...смотреть целиком