Еще в Твери Крылов начал создавать свои первые литературные произведения, стал мечтать о том, чтобы стать писателем-профессионалом. Попытаемся представить, какие обстоятельства вызвали в нем эти стремления… Бывая в дворянских домах, юноша встречался 8 людьми, живо интересовавшимися литературой, много читавшими, пытавшимися писать. Здесь он, доставая книги, делился мыслями о прочитанном. В губернаторском доме он смотрел любительские театральные представления. Ставились спектакли и организовывались концерты в зале «благородного собрания» и в дворянском училище. Пользуясь связями отца, юный Крылов мог бывать и там.
В то время, когда Крылов жил в Твери, в семинарии и в училище припек было до полутора тысяч учащихся. У многих горожан дети учились в семинарии; огромное по тем временам учебное заведение привлекало на свои праздники «весь город», а выпущенные из стен семинарии воспитанники шли не только в духовенство, но и распределялись по канцеляриям и присутственным местам, становились учителями в частных домах, служили у богатых купцов, а иногда и сами занимались торговлей и ремеслами. Встречался с ними повсюду и Крылов.
Это общение накладывало на его интересы и симпатии демократический, «третьесословный» отпечаток. Не только в губернаторском и иных дворянских домах Крылов мог пользоваться библиотеками, знакомиться с новинками литературы и театра, но, по-видимому, и в семинарии. Книжки ему могли давать и семинаристы; на вечера и семинарию его, конечно, водил отец, который бывал па них как представитель городской администрации. Семинария тогда старалась выделиться своей поэтической деятельностью и даже называла себя «Парнасом», «Геликоном».
В ходу были так называемые «разговоры», носившие нередко сатирический характер. Несколько учащихся вели беседу по поводу того или иного общественного события или обсуждая какую-либо отвлеченную идею. Эти разговоры принимали характер театральных представлений. Историк Тверской духовной семинарии сообщает, что «какой-либо торжественный акт, на котором были назначены «разговоры», был в то время своего рода торжеством для провинциальной публики и привлекал в духовные заведения столько публики, сколько только могли вместить стены актовой залы». Ученики семинарии перелагали рифмованными строками духовные псалмы, составляли оды официального характера, восхваляя поочередно своего ректора и императрицу» Но в их стихах была и более живая, творческая струя.
Некоторые семинарские поэты подражали Ломоносову, восторгались силой человеческого разума, познающего и побеждающего природу, писали басни, сатирические рассуждения и диалоги, в которых подчас поднимались до критики социального строя. Некоторые из этих произведений, пройдя цензуру школьного начальства, читались на семинарских публичных актах и печатались в сборниках. А то, что нужно было прятать от глаз начальства, распространялось иначе.
Вот, например, отрывок из довольно дерзкого стихотворения, сочиненного студентом семинарии Федором Модестовым. Социально-обличительный характер стихотворения и «светскость» интересов его автора несомненны:
* Если хочешь ты спокойно
* Жизнь свою препроводить,
* Постоянно, благостройно,
* От напастей сохранить;
* То с вельможами не знайся.
* Вишен с их стола не ешь.
* И в карете опасайся
* С ними ехать; иди ими.
* Хоть они сперва и греют
* Дружеским тебя лучом,
* смотри, рассвирепеют
* неприятельским огнем,
* Поднесут чашу яда,
* Чашу смертные воды.
* Ты пропал бедняк за гада.
* Вот последствия беды!
И часто семинарские поэты выходили за пределы церковных тем. Вот, например, как один из преподавателей Московской духовной академии, ее ректор, Аполлон Байбаков в учебнике по стихосложению, предназначенном для всех семинарий и выдержавшем бесчисленное количество изданий (впервые он был напечатан в 1774 году), формулировал задачу создания сатир:
* Сатира пишется не прозой, но стихами,
* При остром замысле с пристойными словами,
* Сокрытым образом должна порок ругать,
* Бездельников, глупцов разумно исправлять.
* И если вы теперь писать ее хотите,
* Порочных за предмет в материю возьмите,
* Коснитесь лености, браните долгой сон,
* Сколь вреден он
Когда юноша Крылов жил в Твери, в Тверской семинарии учились, теории литературы как раз по пособию Байбакова, и с ним будущий поэт вряд ли не был знаком. Автор пособия не случайно требует от каждого семинариста — будущего «блюстителя нравственности»— уменья писать сатиры и собственно басни.