1. Начало творческого пути И. А. Крылова.
2. Издательская деятельность писателя.
3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.
Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование в Тверской семинарии, юный Крылов не только посещал различные литературный диспуты, но и сам пробовал писать. В 1783 году писатель, прибывший в Петербург, представил комическую оперу «Кофейница». Выбор этого жанра был неслучаен. Молодого литератора привлекала перспектива создания произведения, соединяющего в себе обличительную направленность, непринужденную веселость, легкость действия и доступную музыку. С другой стороны, опера давала пищу для более серьезных размышлений. Большинство комедий и комических опер не попали на сцену из-за разногласий драматурга с театральной дирекцией. Однако эти произведения сыграли огромную роль в творчестве Крылова, поскольку в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, что было необходимо для будущего басенного жанра.
В 70—80-х годах XVIII века наблюдается спад в журнальной сатире. Этот жанр не совсем исчез с журнальных страниц, однако острота существенно убавилась. Блистательные успехи русской журналистики, достигнутые в периодических изданиях Новикова, ушли в прошлое. Фонвизин хотел Возродить старые сатирические традиции, однако публикации были запрещены Екатериной II. Крылов решил подхватить знамя сатиры и стал издавать свой журнал. Он продолжил линию Новикова — Фонвизина, однако обличение русского общества осуществлял с более демократических позиций. Первый журнал литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Есть мнение, что в создании журнала принимал активное участие Радищев, а 23 из 48 писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д\'Аржана. Однако это совершенно не умаляет заслуг Крылова.
Здесь проявилось огромное мастерство сатирика, который сумел мастерски соединить оригинальные произведения с переводными материалами, кроме того, разделить различные функции между корреспондентами Маликульмулька. В журнале Крылов не делал скидки никаким сословиям, высмеивая на страницах все то, что приносит вред русскому обществу. В «Почте духов» автор использует многие сатирические приемы, в частности применяет зоологизацию. Фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а сравнение щеголя с кривляющейся обезьяной служит для большей выразительности образа. Помимо зоологизации, автор широко использует в своих произведениях гротеск, пародию гиперболу и другие художественные приемы.
В 1792 году Крылов вместе с П. А. Плавилыциковым и А. И. Клушиным начинают выпускать новый сатирический журнал «Зритель». Именно на страницах этого журнала была впервые опубликована едкая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение было создано в жанре восточной повести, что было своеобразным прикрытием критики резкой политики, которую проводила императрица. Писатель в своем произведении также высмеивал классицистическую и сентиментальную эстетику, которая искажала существующую действительность.
Герой калиф встречает на своем пути поэта-одописца, который недавно воспел в своей оде визиря, повешенного за взятки. В произведении добродетели казненного были так хорошо воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было». «Похвальная речь в память моему дедушке» была написана Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор активно разоблачал поместного крепостника, который был убежден, что «собака не слуга», она может и укусить, а с крепостными можно делать все, что угодно.
В журнале Крылов публикует и свои знаменитые басни, высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность и другие отрицательные стороны людского характера. Сатира, по мнению писателя-баснописца, является одним из эффективнейших средств общественного воспитания. Именно поэтому именно к этому жанру литературы предъявляются самые высокие и серьезные требования.
Последним изданием, в котором закончил свою журнальную деятельность Крылов, был «Санкт-Петербургский Меркурий». Практически все произведения писателя не выходят за рамки «просвещенного абсолютизма». Однако это не мешает автору, противопоставляя реального и идеального императора, сатирически подходить к правлению самой Екатерины II. В своем прощальном слове к читателям Крылов и Клушин писали, что «слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Литературная деятельность Крылова сыграла огромную роль в развитии русской литературы. Именно в произведениях этого автора проявляются первые признаки реализма, созревает демократическая эстетика.
Журналистские работы Крылова нашли свое продолжение в издании Н. И. Страхова «Сатирический вестник». Здесь авторы в лучших традициях сочинений Крылова высмеивают нелицеприятные стороны жизни дворянского корпуса. Главными героями журнала становятся помещики — разорители своих крепостных, картежники, щеголи, моты, взяточники и т. д. Так, перекликаясь с героем крыловского произведения Промотом, погуби- шим для своих нарядов немало сел и деревень, страховский сосед и «многие ему подобные обратили волшебным образом все свои деревеньки и достаточек в одни сии пуговицы».
В своем творчестве Крылов, по мнению П. Н. Беркова, нашел самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ.