Не вызывает сомнения, что Крылов хорошо знал и печатную и рукописную народную книгу. Близко знавший Крылова акад. М. Е. Лобанов писал, что Крылов любил читать самую разнообразную литературу, не отказываясь от популярных народных книг. Интерес к людям, к их мыслям, языку, обычаям и привычкам, так ярко раскрывшийся в творчестве Крылова, возникает у будущего баснописца очень рано.

Один из биографов так рассказывает о детских годах Крылова, проведенных в г. Твери: «Как сын бедных родителей Крылов рано познакомился с действительною жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства любил он бродить по городу. Все закоулки и улицы были ему известны, и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, с жадностью прислушивался к говору мужиков и баб, запоминая пословицы и разные местные народные выражения.

Часто по целым часам он стаивал на берегу Волги, против плота, и когда возвращался к товарищам, то передавал им забавные анекдоты, поговорки и рассказы, которые уловил из уст словоохотливых прачек, сходившихся на реке с разных концов города. Все это, без сомнения, отразилось потом в его баснях, послужило ему неистощимым материалом для его литературных творений».

Несомненное влияние на Крылова оказала Тверская духовная семинария второй половины XVIII в. Мы не располагаем прямыми свидетельствами о том, что Крылов там учился, но вполне возможным представляется, что он посещал публичные выступления семинаристов. Семинарский театр в Твери, как показывает В. П. Адрианова-Перетц, еще в 40-х годах XVIII в. достиг значительных успехов в сценических постановках типа диалога и декламаций.8 К концу XVIII в. постановки этого театра приобретают более широкий характер, включая многообразные «разговоры», приближающиеся по жанровым признакам к передовым сатирическим журналам того времени. Некоторые произведения, разыгранные семинаристами, отражают литературные вкусы демократического зрителя XVIII в.

Комедия «Лентяй», как уже указывалось, сохранилась не полностью. Неизвестно окончание пьесы. Быть может, и в комедии Крылова, как и в тверском диалоге, удалось убедить Лентула преодолеть свою лень и начать трудиться. В диалогах Тверской семинарии, изданных в Петербурге в 1774 г., обращает внимание «Разговор о кукушке в суде». Беседуют двое: Андрей и Василий. В ответ на вопросы Андрея Василий рассказывает ему историю своей ссоры с соседом Ивашкой. Последовавшая за ссорой тяжба довела обоих до разорения. В «Разговоре о кукушке в суде» обрисованы образы судьи и повытчика, ярко, раскрыта грабительская природа подьячих. Василий рассказывает:

* Как мы пришли в подьяческую,
* То подьячие, как пиявицы, впились в мой кошелек
* И всю денежную кровь из него выпили,
* Отчего мой кошелек был в лихорадке,
* А потом впал в чахотку.

Автор создал талантливую пародию на судопроизводство. Именно этот обличительный характер «Разговора о кукушке в суде» позволил В. Д. Кузьминой обоснованно отнести это произведение к демократической сатире XVIII в. «Говорящие» предметы («кошелек… в лихорадке», «денежная кровь») как бы предвосхищают действующих лиц басен Крылова (бочка, котел, кинжал). «Разговор о кукушке» отличается тонкой иронией, с которой поданы образы судейских чиновников, людей «совести худой», знающ

Похожие сочинения

  1. сссссс
    В басне Крылова сочетаются три жанровых разновидности: рассказ, драматическая сценка, нравоучение. Автор всегда стремится к лаконизму, насыщая огромным содержанием каждый образ, каждую сценку. В басне все жанровые разновидности соединились в единую систему,...смотреть целиком
  2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
    Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные...смотреть целиком
  3. Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова
    Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. Читая...смотреть целиком
  4. Жанровое своеобразие басен Крылова
    Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет («Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Щука»), многие — рассказы в стихах («Три Мужика», «Мот и Ласточка»), есть басни — бытовые сцены («Два...смотреть целиком
  5. Выдающийся русский баснописец И. Крылов
    Биография И. А. Крылова. Родился в1769 г. в Москве в семье бедного армейской офицера. На десятом году жизни Иван остался без отца. После смерти отца, который оставил в наследство солдатский сундучок с книгами, он жил с матерью в глубоких нуждах. Жизнь...смотреть целиком
  6. Иван Андреевич Крылов - мастер слова  Новое!
    В день похорон Ивана Андреевича Крылова те, кто пришли отдать последний поклон баснописцу, получили небольшие пакеты в траурной обертке. В пакете лежали басни Крылова в девяти книгах. Это был нежданный подарок покойного баснописца. С тех пор не одно...смотреть целиком
  7. Новый взгляд на басни Крылова
    Потенциал любого произведения рассчитан на его неоднозначное толкование многими читателями. Возможно, поэтому и существует большое количество не только разных, ио и достаточно полярных точек зрения на один и тот же текст. Почему это происходит? Каждый...смотреть целиком