Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет («Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Щука»), многие — рассказы в стихах («Три Мужика», «Мот и Ласточка»), есть басни — бытовые сцены («Два Мужика», «Купец»), есть и басни-аллегории («Лев, Серна и Лиса», «Дикие Козы») и т. д.

Поразительно широк тематический охват басен Крылова — вся Россия, от мужика до царя, представлена в них. Острие сатиры направлено против дворян-тунеядцев, вельмож, бюрократов и взяточников, чиновников и судей. Крылову очевидно, что безнаказанность мошенников — следствие негодности системы управления государством. Больше того, басни «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы» возлагают ответственность за безобразия в стране на царя зверей — льва, в образе которого выведен император Александр I. В баснях своих Крылов выступает от лица народа. Он знает, что в крепостнической России люди страдают от волчьего закона: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Крылов пишет о радости плодотворного труда на благо общества, славит скромных тружеников, тех, кто:

* За все труды, за весь потерянный покой,
* Ни славою, ни почестьми не льстится,
* И мыслью оживлен одной:
* Что к пользе общей он трудится.
* («Орел и Пчела»)

В басне «Листы и Корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия — верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами — о барах и мужиках, о крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:

* В прекрасный летний день,
* Бросая по долине тень,
* Листы на дереве с зефирами шептали…

Зефир в древнегреческой мифологии — легкий западный ветер, несущий прохладу в жаркий день, и с ним тихо переговаривались Листы. Они

* Хвалились густотой, зеленостью своей
* И вот как о себе зефирам толковали…

Роль, которую играют зеленые листья в круговороте природы, была еще неизвестна, и Крылов не мог упоминанием о ней усилить достоинства листьев, а потому и отметил только два внешних признака — густоту и зеленость. Этого было довольно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе:

* «Не правда ли, что мы краса долины всей?
* Что нами дерево так пышно и кудряво,
* Раскидисто и величаво?
* Чтоб было в нем без нас?
* Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха!»

И далее Листы с увлечением болтают о том, что им удается укрывать от зноя пастуха и странника, своей красивостью привлекать пастушек, что раннею и позднею зарей среди листвы насвистывает соловей, и, наконец, сами зефиры почти не расстаются с Листами.

* Это беспечное хвастовство не прошло незамеченным:
* «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,— Им голос отвечал из-под земли смиренно.
* Голос принадлежал Корням дерева, но даже «смиренно» сделанное ими замечание Листам представляется дерзостью, бунтом.
* Заметим, что в начальной редакции на месте этих резких строк была длинная фраза с вопросительной интонацией:
* «Кто смеет с нами так считаться дерзновенно?»

Сравнительно вежливую форму Крылов заменил сердитым окриком, снял слово «дерзновенно», в котором есть оттенок смелости поступка, благородности порыва, и поставил «дерзко», то есть неуважительно, нахально, что больше подходило настроению Листов.

*
«Мы те,— Им снизу отвечали,— Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете». Работая над басней, Крылов изменил редакцию этих строк. Вначале было: «Тех голоса им отвечали».

«Тех»— значит, Корней — было не очень ловко сказано. Он усилил ответ Корней, указал, что речь идет снизу, из-под земли, чем постыдил их. Корни выражают удивление, что Листы не узнают кормильцев, вовсе не просят каких-то новых прав, они только рекомендуют Листам не слишком заноситься. А если сказать о Крылове, то существовавший порядок вещей, монархическое правление, привилегии дворянства он полагал незыблемым основанием государства. И в этой басне он отмечает несомненные достоинства Листов — покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно трудится, сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.

Басни Крылова утверждают демократическую мораль. Как определил Гоголь, «его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Похожие сочинения

  1. Смысл крылатых выражений из басен Крылова
    У сильного всегда бессильный виноват. Этим выражением начинается басня “Волк и Ягненок” (1808 г.). Само произведение Ивана Крылова написано по популярному в мировой литературе странствующему сюжету, к которому обращались виднейшие баснописцы мира: Эзоп,...смотреть целиком
  2. «У сильного всегда бессильный виноват» (по басням И. А. Крылова)  Новое!
    Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их об­разы до сих пор остаются живы­ми и узнаваемыми. Это происхо­дит потому, что великий басно­писец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгу­чая сатира на...смотреть целиком
  3. Мастерство Крылова-баснописца
    Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной...смотреть целиком
  4. Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова  Новое!
    Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно...смотреть целиком
  5. Басни Ивана Крылова сокровищница народной мудрости  Новое!
    Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из " обер-офицерских детей", отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям...смотреть целиком
  6. Выдающийся русский баснописец И. Крылов
    Биография И. А. Крылова. Родился в1769 г. в Москве в семье бедного армейской офицера. На десятом году жизни Иван остался без отца. После смерти отца, который оставил в наследство солдатский сундучок с книгами, он жил с матерью в глубоких нуждах. Жизнь...смотреть целиком
  7. От Эзопа до Крылова
    Кипящий водопад, свергаяся со скал. Целебному ручью с надменностью сказал… И.Крылов Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, Марциа-ла, его произведения абсолютно самостоятельны. В конце концов и Пушкин не брезговал сюжетами...смотреть целиком