Страница: 1  [ 2 ]  

начинается». Победителем в нем оказался тот, на чьей стороне справедливость. Лермонтов показал, какое значение имеет для победы моральное превосходство противника. Еще никто не побеждал в бою Кирибеевича: его победил только тот, кто боролся за правду.

Вызывая на бой «супротивника», богатыри, чтобы раззадорить других бойцов, хвастались своей силой. Точно так же подсмеивается над плохими бойцами и Кирибеевич: «Присмирели небойсь, призадумались!» Толпа раздвигается в обе стороны, и выходит Степан Парамонович.

Кулачные бои были широко распространены в годы Лермонтова. По праздникам, на льду большого пруда в деревне Тарханы, где прошло детство поэта, собирались крестьяне «разгуляться для праздника, потешиться». Бойцов окружала громадная толпа зрителей, а случалось, присутствовал Лермонтов.

Народная поэзия имела своеобразную технику, выработанную веками. Существовал целый ряд художественных приемов для описания наружности, костюма, седлания коня, выхода бойцов и т. д. Овладевший этими приемами не только запоминал былины, но и мог вносить свои добавления, импровизировал, не нарушая целостности впечатления.

Художественными приемами устного народного творчества мастерски владел Лермонтов. Его «Песня» так музыкальна, что могла бы исполняться под «гуслярный звон».

Поэтический мир «Песни» Лермонтова — это мир русской народной поэзии, а ее действующие лица будто вышли из народных песен и сказок. Голубь сизокрылый — добрый молодец опричник Кирибеевич, сизый орел — удалой купец Калашников, зоркий ястреб — грозный царь Иван Васильевич, лебедь белая, лебедушка — красавица Алена Дмитревна — все они как живые проходят перед нами.Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими красками, как это принято в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные, грудь белая, черный соболь, белый снег, солнце красное.

Кирибеевич также одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, черным соболем отороченная. И песенной красавицей выглядит Алена Дмитревна с ее румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами.

«Песня» Лермонтова — эпическое произведение. Она начинается с особого вступления, или «запева». «Запев» подготавливает слушателей, вводит их в настроение произведения, в ритм стиха, помогает сосредоточиться на содержании:

Ох ты той еси, царь Иван Васильевич!

А дальше следует «зачин», начало самого повествования:

Не сияет на небе солнце красное...

Стройность — ее отличительная черта. Она делится на три части, из которых каждая завершается припевом «веселых молодцов»:

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!

Заканчивается «Песня» обычным величанием всех присутствующих.

Интерес к народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого века был велик. Пушкин много народных песен включил в «Капитанскую дочку». Гоголь написал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки» на основе изучения народного творчества Украины. Народные песни собирали многие писатели, с которыми Лермонтов был знаком. Но особенно большим поклонником народной поэзии был ближайший друг Лермонтова Святослав Раевский, сосланный за распространение стихов Лермонтова, написанных на смерть Пушкина.

С русской народной поэзией Лермонтов, выросший среди народа, был знаком с детства. В саду, в деревне, в поле — песни звучали всюду. Среди гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой у р(?дственников, были распространены песни про Ивана Грозного. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то верно нигде не буду искать ее, как в народных песнях», — записал Лермонтов в своей тетради, когда ему было пятнадцать лет. В то время он жил в Москве. Проводя летние каникулы под Москвой, в Середникове, юный поэт собирал народные песни. Был знаком он и с имевшимися тогда печатными сборниками.

В пансионе и дома Лермонтов учился у А. Ф. Мерзлякова, преклонявшегося перед народным творчеством, в русских песнях видевшего «русскую правду, русскую доблесть». В пансионе юный поэт занимался у комментатора «Слова о полку Игореве» профессора Дубенского, автора труда о народном стихосложении. Раскрывая богатство стихотворных ритмов народного творчества, Дубенский призывал писателей искать тайну стихотворного склада в русских песнях. Лермонтов, по-видимому, внимательно прислушивался к этим советам, так как еще в пансионе у него были опыты с тоническим стихом, каким создавал народ свои произведения. Вот почему не удивительно, что гениальный наш поэт написал свою «Песню про купца Калашникова» как подлинный сказитель-импровизатор и, по словам Белинского, «вошел в царство народности как ее полный властелин»(В. Г. Белинский, т. 6, .).


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк...смотреть целиком
  2. Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
    1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана...смотреть целиком
  3. Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    И пошли дары драгоценные Не полюбишься – не прогневайся». Фольклорная основа «Песни…» выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем самым фольклор в «Песне…»...смотреть целиком
  4. «Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма
    «Песня про царя Ивана Васильевича…» – историческая поэма, написанная М.ЮЛермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне…» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто...смотреть целиком
  5. Мое отношение к поступку купца Калашникова
    Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два...смотреть целиком
  6. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    «Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не...смотреть целиком