И пошли дары драгоценные
Не полюбишься – не прогневайся».

Фольклорная основа «Песни…» выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем самым фольклор в «Песне…» становится важным содержательным моментом. Через фольклор Лермонтов передает мысль о народности христианского закона, вошедшего в психологию, быт, обычаи русского люда. Подобно тому как царь блюдет закон во всей земле, Степан Парамонович в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом.
Как полюбишься – празднуй свадебку,
И пирует царь во славу божйю,

Царь – блюститель установленного и освященного веками закона жизни. Он призван его соблюдать и следить за исполнением. Пригорюнившемуся Кирибеевичу Иван Васильевич готов помочь и развивает перед ним обычную картину сватовства:
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Прежде свахе смышленой покланяйся
Супротив его всё бояре да князья,

Для Лермонтова эпоха Грозного важна и с точки зрения связей между людьми. Время Грозного у Лермонтова период ломки родовых связей. И хотя социальные различия уже проникли в психологию, семейными связями еще удерживается равновесие, обеспечиваемое общим для всех христианским законом. Но это равновесие подвижно, динамично, в любую минуту социальные связи могут вступить в конфликт с родовыми отношениями. Тонко намеченное различие между социальными и родовыми связями подчеркивается тем, что Кирибеевич принадлежит к иной социальной среде, нежели Калашников.
Да возьми ожерелье жемчужное.
То за трапезой сидит во златом венце,

Царь следует обычаю, уважая и достоинство Кирибеевича, и достоинство возможной невесты («Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся»). Он поступает в народных традициях, не думая о насилии ни над волей своего раба, ни над волей Алены Дмитревны. Само перенесение конфликта в частный быт символизирует прочность устоев, вошедших в плоть и кровь народа, в его сознание. Общим сознанием, определяемым христианским законом, проникнуты и царь и народ. Прочность национальных традиций коренится в их безусловном исполнении народом и царем. С этой точки зрения царь и народ в «Песне…» одинаково равноправны. Сила царя и его могущество – не в насилии над народом и противопоставлении ему своей воли, расходящейся с народным, христианским законом, а в согласии с ним. Точно так же народ видит в царе опору христианскому закону. Этот закон, предстающий у Лермонтова как основа народной морали, никому не дано безнаказанно нарушить.
Ты своей Алёне Дмитревне:

Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе поэтизация старины отражает романтические иллюзии Лермонтова, но важно, какие стороны средневековья привлекают внимание поэта, какие выводы он делает из поэтического исследования истории, под каким углом зрения изображает историю.



ские задачи не были решены, то просветительские идеи продолжали жить в форме романтических идей. Чрезвычайно характерно, что Калашников осуществляет просветительские по сути задачи – бросает вызов царю и царской власти как фактически (а не внешне) чуждой народному духу, опираясь на вековую мудрость народа, но эти просветительские задачи предстают в явно романтическом обличий и даже проистекают из традиционно романтического конфликта между тираном и тираноборцем, не говоря ужо о том, что представителю «третьего сословия» на Западе чужд пафос романтической приверженности старине. Напротив, в России, как известно, именно купечество дольше других сословий хранило старые обычаи. И в этом также заключалась историческая особенность нашего развития, получившая отражение и в «Песне» Лермонтова,
Позади его стоят стольники,
По бокам его всё опричники;
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Твоему горю пособить постараюся.

Обращение к истории и ориентация на фольклор приобретают в «Песне…» явно философский характер. Философский смысл истории русского средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены к тому времени, когда Россия еще не встала на путь европейской цивилизации. Время Ивана Грозного предстает как некое преддверие к будущему развитию.

Похожие сочинения

  1. Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
    1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана...смотреть целиком
  2. Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
    М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал...смотреть целиком
  3. Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Алена Дмитриевна - жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно, будто лебедушка; Смотрит...смотреть целиком
  4. Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
    Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова 1. Поступок Кирибеевича, который положил начало конфликту. 2. Народность образа Калашникова. 3. Трагедийность конфликта, изображенного в поэме. Произведение...смотреть целиком
  5. Калашников – носитель лучших черт русского национального характера
    В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено,...смотреть целиком
  6. Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3)
    В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними....смотреть целиком
  7. Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")  Новое!
    Многие поэты и писатели обращались к историҹескому прошлому своего народа в поиске героиҹеских характеров, в стремлении рассказать о трагиҹеских судьбах людей. "Песня про царя Ивана Васильевиҹа, молодого...смотреть целиком