Каждый учитель, как творческая личность, стремится к чему-то необычному, инновационному, не забывая при этом и о традициях. И уроки-мастерские - это находка для креативного педагога, так как именно такие уроки учат наших учеников мыслить творчески. М. В. Амфилохиева в своей книге «Традиции и инновации в преподавании литературы» справедливо отмечает: «Опыты «Мастерских» в какой-то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?» Думаю, что сей риторический вопрос особенно актуален в наше время в современной школе.
Цель мастерской — создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.
1-й этап. Начинается урок-мастерская без объявления названия - это один из механизмов запуска творческого процесса. На определённом этапе её участникам предстоит дать своё название мастерской.
Участникам мастерской предлагается сесть по группам. Потом просьба открыть тетради и написать слово «облик». К этому слову подобрать слова-ассоциации.
В тетрадях появляются записи: внешность, обличье, приятный, душа, характер, человеческий, наружность, лик, лицо.
2-й этап. Группам раздаются конверты с надписью «Глазами современников» (приложение 1).
Задание. Прочитать воспоминания современников о творческой личности, имя которой пока остается загадкой, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся, привлекшее внимание высказывание. Подготовить группе ответ на вопрос: какое впечатление сложилось об этом загадочном человеке, об его облике?
Варианты ответов.
Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Перед нами поэт, который «производит впечатление гения».
Нам импонирует его манера держаться («совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства»).
Нам кажется, что человек этот был глубоко трагичен в своей жизни («обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный», «всюду жизнь . »)
Комментарий. Интерес к имени загадочной творческой личности нарастает. Предлагаю выслушать еще некоторые факты из жизни: 1958 год – присуждение Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Наконец имя «поймано», записываем его на доске и в тетрадях (Борис Леонидович Пастернак), добавляем годы жизни: 1890 – 1960 г. г.
3-й этап. Привлекается литература. Чтение стихов «Июль», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941). Одно из стихотворений будет прочитано учителем, для создания эмоционального фона урока (приложение 2).
Задание. Поговорите в группе о прочитанных стихотворениях. На чём вы сосредоточили своё внимание: темах, образах, средствах выразительности, лирическом герое, смыслах? Исходя из этого, какое название дали бы сегодняшнему уроку?
На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе необходимо сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп.
Комментарий. А пока идет работа, тихо звучит магнитофонная запись – музыкальные произведения «Весна», «Зима», «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года».
Варианты ответов.
Стихотворение «На ранних поездах» (1941)
Свое внимание мы сосредоточили на образах и теме. В отличие от остальных стихотворений, которые населены в основном природными стихиями, здесь поэт «боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей), лирический герой всматривается в своих попутчиков, и это «боготворение» перерастает в ощущение своей причастности к ним, недаром «я» первых строф в конце сменяет «мы». Тема Родины отчетливо слышна в строфе:
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
А уроку мы даем название следующее: «России неповторимые черты» в лирике Б. Пастернака. Неповторимость России, по мнению поэта, в людском долготерпении (годы войн, нищета), у русского народа нет «следов холопства, которые кладет нужда», люди «и новости и неудобства» несут «как господа».
Стихотворение «Июль»
Мы остановились на смыслах и средствах выразительности. Стихотворение по своей структуре и содержание очень напоминает загадку. Сразу нельзя догадаться о ком или о чем идет речь. Как будто идет игра: главного слова не называть, а отгадывать, о чем идет речь. В стихотворении, благодаря использованию приемов олицетворения и трансформации образов, лето предстает то в образе привидения, то в образе домового, наделенного характером баловника-невежи, то приобретает черты человека («жилец приезжий», «летний дачник-отпускник»), то вновь оказывается бесплотным («июль с грозой, июльский воздух»). Таким образом, идет воссоединение человека и мира природы. Урок получил название: Кто этот «баловник-невежа» в лирике Б. Пастернака.
Стихотворение «Опять весна» (1941)
Так как на дворе весна, мы решили назвать урок так: это поистине новое чудо, это, как прежде, снова весна. Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо», хотя и повторяется каждый год (это, как прежде, снова весна»). Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун». В единое целое собраны все предметы, которые представляют весну. Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»). Достигается это анафорами: «это», «эта», «эти», «этот»,- которые придают стихотворению особую выразительность. Мы пришли к выводу, что стихотворение Пастернака «Опять весна» очень напоминает стихотворение «Это утро, радость эта…» А. Фета.
4-й этап. Предлагается написать миниатюру на тему «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?» В качестве заголовка взять строчку из стихотворений поэта (варианты: России неповторимые черты. баловник-невежа, это поистине новое чудо, бред бытия, льется без умолку; это, как прежде, снова весна)
5-й этап. Итоговая социализация. Написанные сочинения читаются.
6-й этап. Реализация рефлексивного алгоритма:
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),
«Мы» (комфортно ли было работать в группе),
«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).
7-й этап. Информация о домашнем задании. Создание условий для выбора учащимися домашнего задания.
1)Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех).
2)Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.
3)Составление синквейна.
Модель для синквейна:
Пастернак — слово-ассоциация.
Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное).
Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия).
Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов).
Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).
Пример:
Творческая личность.
Глубокая. Трагическая.
Видит. Слышит. Осязает.
Я учусь у него постигать мир.
Мудрец.
4)Отредактированный вариант миниатюры на тему «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?». В качестве заголовка взять строчку из стихотворений Пастернака
Приложение 1
«Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К. Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь
». Л. Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.
Приложение 2
Б. Пастернак «Июль»
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
По дому бродит привидение.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела.
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
Б. Пастернак «На ранних поездах»
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя,
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.
Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всем разнообразьи поз,
Читали дети и подростки,
Как заведенные, взасос.
Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.
Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черемуховым свежим мылом
И пряниками на меду.
Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.
Навстречу мне на переезде
Вставали ветлы пустыря.
Надмирно высились созвездья
В холодной яме января.
Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шел на шесть двадцать пять.
Вдруг света хитрые морщины
Сбирались щупальцами в круг.
Прожектор несся всей махиной
На оглушенный виадук.
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Учитель-словесник: Клементьева Наталья Борисовна