"Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, - о жизни в социалистическом государстве.
Этот рассказ, как замечал сам автор, "полностью автобиографичен и достоверен", отчество рассказчика- Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Люди ещё не знают, как жить дальше: из "пыльной горячей пустыни" бесчисленных лагерей они попадают "просто в Россию", чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе- "без жары, с лиственным рокотом леса".
Фабула рассказа А.Солженицына «Матренин двор» проста и незамысловата. Повествование ведется от первого лица -человека, который осуществляет свою мечту: поселяется в глуши, вдали от больших городов, шума и суеты. На постой определили его к некой Матрене.
Центральная тема рассказа - трудная крестьянская жизнь. Автор с горечью говорит о том, что о сельчанах власти на проявляют никакой заботы. Особенно тяжело крестьянам из-за того, что не выдают им топлива. Получилась парадоксальная ситуация: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли - начальству, да кто при начальстве...».
Несправедливо, некрасиво поступили с Матреной власти. Тяжело живется Матрене, поскольку здоровье у нее очень слабое. «Она была больна, но не считалась инвалидом». Четверть века - 25 лет - проработала Матрена в колхозе, причем честно трудилась. А теперь старая стала, больная и никому, соответственно она не нужна. Даже пенсии власти ей не начислили, хотя полагалась она ей по праву: муж ее пропал в начале войны.
Крохотно Матренино хозяйство: коза да огород. Козье молоко да картошка - вот вся незамысловатая пища Матрены.
Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, "тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках". Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.
Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Её дом - сквозной символический образ рассказа -как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных - чтобы продолжить род людской. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева Живые мощи", Матрёна на свою жизнь не жаловалась.
Автор пишет о плохом снабжении сельчан продукцией. Крупы и той трудно было достать жителям деревни. Разве это справедливо, что женщина, всю жизнь честно трудившаяся в колхозе, потерявшая в войну мужа, больная, - живет в старой избе, без копейки денег, скудно питается?
Разве справедливо, что крестьяне, окруженные лесными массивами, вынуждены идти на воровство топлива? Ведь власти ставят людей в униженное положение, заставляя идти на воровство. Раньше лес у барина воровали, теперь тянули торфу у треста. Даже корову Матрена не в состоянии содержать.
Возмутила меня и другая несправедливость по отношению к крестьянам. Председатель колхоза «первым делом обрезал всем инвалидам огороды». Как же ему не стыдно обирать немощных людей!
Матрена больна. Иногда, когда нападал на нее недуг, «Матрена сутки - двое лежала пластом». А колхоз, выбросивший женщину за ненадобностью, тем не менее беззастенчиво ею пользуется. И едет больная Матрена навоз возить, картошку копать...
Матрена все-таки добилась пенсии, вздохнула спокойно, но недолгой была радость старой больной женщины. Матрена гибнет после того, как у нее украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла. Предвестием катастрофы становится разрушение замкнутого пространства ее дома: Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные ею дочери Фаддея Кире. По словам рассказчика, на эту горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Матрена погибает, помогая перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы.
В центре проблематики рассказа - нравственное разложение и умирание русской деревни. Физически больная и немощная Матрена оказалась тем столпом, который еще удерживает устои деревни. В свете этого гибель Матрены осмысливается как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для Города, и для Села, и для всей России.

Похожие сочинения

  1. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи
    1. Солженицын — летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» — прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...смотреть целиком
  2. В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Как и многие другие, рассказ Солженицына «Матре­нин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Вла­димирской области. Главная героиня рассказа...смотреть целиком
  3. История создания рассказа «Матренин двор»  Новое!
    Рассказ «Матренин двор» был напечатан в 1963 г. в «Новом мире». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же при­чинам год действия...смотреть целиком
  4. Матрена - праведник, без которого не стоит село Матрена 1
    Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена...смотреть целиком
  5. Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)  Новое!
    «Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». А. И. Солженицын Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своём жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне...смотреть целиком
  6. Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении...смотреть целиком
  7. Система образов рассказа «Матренин двор»  Новое!
    Матрена — одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было...смотреть целиком