Все силы своей души, всю мощь своего таланта Л.Н. Толстой посвятил поискам и утверждению нравственных законов жизни. Главные герои «Войны и мира» проделывают огромную духовную работу. Более того, в этом и есть ценность их жизни и даже жизни всего общества. Люди на страницах «Войны и мира» появляются на фоне широчайшего социального полотна, и каждый человек на нём заметен и значим. Писатель убеждён в том, что личная и общественная жизни человека — это одно целое.

Многие герои выйдут из дома Ростовых: Николай, Наташа, Вера, Петя, Соня. Ростовы хоть и принадлежат к аристократам, к высшему обществу Москвы, но в Петербурге их считали провинциалами. Старый граф по своей «распущенной доброте» и бесхарактерности разорил семейство, но зато осталась та нравственная почва, на которой взросла «ростовская порода» и распустился такой удивительный цветок, как Наташа Ростова.

Наташа — самое поэтическое создание в русской и мировой литературе. В ней запечатлён идеал истинной женской красоты и подлинного, неподдельного женского обаяния в наиболее полной и завершённой форме. Из всех черт её характера, пожалуй, самая примечательная — это естественная, ничем не стеснённая, свободная любовь к жизни, к её простым человеческим радостям.

То, до чего Андрей Болконский или Пьер Безухов добирались ценой невероятных умственных и нравственных поисков, в Наташе ростовой жило как бы само собой. Простая и вместе с тем трудно постигаемая даже для самого Толстого мысль о том, что «прекрасное есть жизнь», для неё был не мыслью, не идеей, а самой её собственной сущностью.

В Наташе Ростовой нет ничего ни от христианского аскетизма и самоотречения, чем жила Марья Болконская, ни от жертвенности, свойственной Соне, ни от мелочности, характерной для её сестры Веры. В ней нет и того светского лицемерия и лжи, которыми были насквозь пропитаны дамы светского общества — Анна Павловна и Элен.
Наташа, явно не интересуется общественной жизнью, её не мучают сложнейшие вопросы современности, как князя Андрея и Пьера. Более того, Пьер в разговоре с княжной Марьей не может точно ответить, умна Наташа или нет. Но эта девушка умеет удивительно просто и ярко объяснить им очень многое, причём не словами, а всей своей натурой, всей своей сущностью. Она, в отличие от главных героев-мужчин, не претерпевает того сложнейшего духовного развития, но её интуитивное чутьё подскажет ей в любой ситуации, что хорошо, а что дурно, что полезно, а что вредно. Так, практически не задумываясь, Наташа сумела своим безупречным чутьём, интуитивно ощутить и понять ситуацию, принять единственно правильное решение — спасти раненных русских солдат.

Наташа разорила своё семейство, с подвод сбросила ценности, но сделала главное: она спасла людей, а среди них находился её бывший жених — князь Андрей. Здесь проявилась высшая логика, та всеобщая связь между поступками людей и следствиями этих поступков. В эти трудные для России дни её любовь к людям достигает вершины. Наташа Ростова живёт свободно и раскованно, однако, все её поступки согреты изнутри скрытой теплотой нравственного чувства, которое она с рождения впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное в Наташе превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно легко, непринуждённо. Вспомним, русскую пляску Наташи в имении дядюшки. Её естественность, грация, любовь ко всему русскому, национальному поражает. Ей противны какие бы то ни были ограничения её естественных потребностей. Она мучает домашних и слуг своими капризными желаниями, не принимает и не понимает жертв, не любит ограничивать своих желаний, не умеет ждать и не обладает такими качествами, которые позднее особенно полюбятся самому Толстому, такие как терпение и смирение.


Эгоизм Наташи не оскорбителен, так как он направлен не на ограничение чьей-то свободы, а на самоутверждение собственной личности, которое, в конечном счёте, служит на пользу другим людям. Наташа меньше всего думает о помощи людям, но на деле с ней мало кто из героев может сравниться в этом отношении. Она источала вокруг себя радость и счастье и платила людям только добром. Её душевная, нравственная красота «щедра безумно», что затмевает собою любую красоту.

Наташа оказалась едва ли не единственной, кто вполне выдержал испытание на человечность. Она не только не сделала ничего такого, чего следовало бы стыдиться, но даже возвысилась в наших глазах в нравственном отношении.

Наташа Толстого — идеальное воплощение женственности — в зрелом возрасте остаётся верной самой себе. Все природные богатства её натуры, вся полнота её жизнелюбивого существа уходят в материнство и семью. Как жена и мать, Наташа по-разному прекрасна