Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну,
нельзя считать себя культурным человеком.
А.М. Горький.


Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство глубокого сожаления. Будто теряешь что-то привычное и родное. И, как расставаясь с человеком, оставившим в твоей душе глубокий след, невольно надеешься на новое свидание. Так случилось и со мной. Первый раз я услышала имена Андрея Болконского, Наташи ростовой и Пьера Безухова еще в детском возрасте, поэтому с нетерпением ждала момента, когда мы будем изучать творчество Толстого в школе. Произведение «Война и мир» стало для меня одной из тех книг, которые поражают жизненными и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответы на любые вопросы, объяснит себе непонятное, «подчинится» толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он феномен писателя! Где-то рядом со мной существуют и продолжают свой путь любимые образы, их можно увидеть, обратится к ним с наболевшим. Вновь и вновь перечитываю родные страницы, чтобы еще раз прочувствовать их силу, нежность, власть, трогательность и желание стать лучше, чище, добрее.

Один из самых любимых эпизодов первого тома для меня — знакомство с Наташей Ростовой. Тоненькая, хрупкая девочка, почти ребенок, в своей семье она была для всех отдушиной, радостью, ангелом-хранителем, не прилагая к этому никаких усилий. Живая, веселая, с неизменным блеском в глазах и неподдельным интересом ко всему, что ее окружает, она умела заразить каждого своим оптимизмом. Каждое ее слово, движение продиктовано искренностью и особой интуицией, свойственной только ей. Она делает лишь то, что любит. Поет — и любит, танцует — и снова любит. Она плачет, если плачет дорогая Соня, смеется и уе6луется, если ей этого хочется. Не смотря на свою некрасивость в детстве и юности, Наташа привлекает людей.
Вспомним эпизод, когда ее брат Николай, проигравшись Долохову, возвращается домой отрешенный и разочарованный. Но он слышит пение Наташи, и мрачные мысли покидают его: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она настоящее…»

Самые яркие, трогательные страницы романа, на мой взгляд, посвящены любви Наташи и князя Андрея.

С душою пушкинской Татьяны,
Как горный ручеек, светла,
В его судьбу со строк романа
Ты хрупкой девочкой вошла.

Любовь для героини — сама жизнь, часть ее души. Чувства Андрея Болконского зарождаются, когда он невольно подслушивает ночной разговор Наташи с Соней в Отрадном: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Для князя Андрея открывается чудо, которое таит в себе природа. Он, удивляясь сам себе, неожиданно подмечает, что уже не может оставаться равнодушным к этой девочке. Что-то она пробудила в нем, задела сокровенные струнки его души. Внезапное единение чувств и мыслей возникает на балу: «Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». С полвзгляда, с полушепота и полприкосновения во время танца они поняли друг друга, и новое чувство, не похожее на другие, вошло в их души.

Так начиналась любовь — большая и настоящая. Я восхищалась этой любовью и поэтому неприятно удивилась, прочитав об измене Натальи с Анатолием Курагиным. Признаюсь, сначала я не могла понять, зачем Толстой повернул сюжет именно таким образом. Но позже я сознала, что не автор хотел этого, сама жизнь, в которой Наташа не смогла бы по-другому, год для нее — слишком большой срок. Толстой не рисует идеальный характер. Наташе тоже свойственно ошибаться, и этим она становится ближе мне. Она открывает душу навстречу чувствам, не думая, что делает.

Вспомним эпизод, когда ее брат Николай, проигравшись Долохову, возвращается домой отрешенный и разочарованный. Но он слышит пение Наташи, и мрачные мысли покидают его: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она настоящее…»

Самые яркие, трогательные страницы романа, на мой взгляд, посвящены любви Наташи и князя Андрея.

С душою пушкинской Татьяны,
Как горный ручеек, светла,
В его судьбу со строк романа
Ты хрупкой девочкой вошла.

Любовь для героини — сама жизнь, часть ее души. Чувства Андрея Болконского зарождаются, когда он невольно подслушивает ночной разговор Наташи с Соней в Отрадном: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Для князя Андрея открывается чудо, которое таит в себе природа. Он, удивляясь сам себе, неожиданно подмечает, что уже не может оставаться равнодушным к этой девочке. Что-то она пробудила в нем, задела сокровенные струнки его души. Внезапное единение чувств и мыслей возникает на балу: «Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». С полвзгляда, с полушепота и полприкосновения во время танца они поняли друг друга, и новое чувство, не похожее на другие, вошло в их души.

Так начиналась любовь — большая и настоящая. Я восхищалась этой любовью и поэтому неприятно удивилась, прочитав об измене Натальи с Анатолием Курагиным. Признаюсь, сначала я не могла понять, зачем Толстой повернул сюжет именно таким образом. Но позже я сознала, что не автор хотел этого, сама жизнь, в которой Наташа не смогла бы по-другому, год для нее — слишком большой срок. Толстой не рисует идеальный характер. Наташе тоже свойственно ошибаться, и этим она становится ближе мне. Она открывает душу навстречу чувствам, не думая, что делает.


Она не богиня, а реальный человек, живущий по зову сердца, и в конце-концов настоящая любовь все-таки побеждает, берет верх в ее душе.

Андрей Болконский — сложный противоречивый человек. С интересом следила я за его поисками правды и смысла жизни. Пожалуй, князь тоже далек от идеала — его душевные терзания отвлекают от реальности, а порой он становится слишком холодным и властным, но его путь — путь чести. Я влюбилась в этого героя. Наверное, он потому вызывает восхищение, что обладает качествами, которых нам сейчас не хватает. Мужество, благородство, честность — вот что привлекает в нем. Взлеты и падения, духовные кризисы и открытия становятся неотъемлемой частью его жизни. Очень тронули меня строки, в которых описывается состояние героя после изменений Наташи. Она была для него олицетворением настоящей жизни, и ее измена стала для героя крушением идеала. Чувствуешь боль и разочарование вместе с Андреем, переживаешь с ним. Глубоко потрясли меня страницы, описывающие князя перед самой его смертью. Понимание жизни приходит к герою в простой и вечной основе. И в эти минуты рядом с ним снова Наташа. Прощение и прощание. Вновь любовь и открытие смысла бытия. Открыв правду жизни, князь Андрей умирает.

Еще множество любимых страниц есть у меня в романе. Это и «бегство» русских из Москвы, занятой французами. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Это и эпизод, где Наташа молится у обедни: «Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться». И еще много-много других, в которых заключена жизненная правда, действительность показана такой, какая она есть.

Бессмертные страницы романа «Война и мир» перевернули мое сознание. Прославление и утверждение живой жизни составляет душу, цель и смысл толстовского творчества. И я, вновь перечитывая любимые страницы, вновь и вновь убеждаюсь, что настоящая жизнь всегда прекрасна.



Похожие сочинения

  1. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  2. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  3. Образ простого народа в романе «Война и мир»
    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...смотреть целиком
  4. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время...смотреть целиком
  5. Разнообразие душевного мира героев (по роману А.Н. Толстого "Война и мир")
    А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний...смотреть целиком
  6. Две войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»  Новое!
    Гроза двенадцатого года Настала — кто тут нам помог: Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? А. С. Пушкин Одной из важнейших проблем, которые ставил в своем творчестве Л. Н. Толстой, было отношение к войне. Храбрый офицер,...смотреть целиком
  7. Близкий мне герой на страницах романа Л. Толстого "Война и мир"
    Мы впервые встречаемся с ним в доме Ростовых на именинах графини и ее дочери Натальи. В то время как хозяйка разговаривает с гостьей, в комнату вбегает Наташа, а в дверях показываются Борис, Николай, Соня и маленький Петруша. Все они “старались удержать...смотреть целиком