Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу.

Характерные черты Ростовы Болконские


1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер.

Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой;

Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-


Сравните:

— отношения между

гостями;

— причины прихода

(внешние:

великосветский

раут — и внутренние:

личные интересы)


Митенька, Соня, воспитывающиеся

В их семье).

Отношения между родителями —

Взаимоуважение, почтение(обращения).

Положение матери — положение хозяйки

Дома (именины).

Отношение к гостям — радушие ко всем без

Почитания чинов (именины)


Аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главное — честь

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми


Доверчивость, чистота и естественность

(рассказы Наташи матери обо всех своих

Увлечениях).

Уважение друг к другу, желание помочь без

Нудных нотаций (история с проигрышем

Николая).

Свобода и любовь, отсутствие жестких

Воспитательных норм (поведение Наташи

Во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай

Не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях — любовь, жизнь

По законам сердца


Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».

Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума

3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова


Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа


Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах


Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы


Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)

5. Отношение к народу


Восприятие народности более

На эмоциональном уровне (сцена охоты,

Песня дядюшки, пляска Наташи)


Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами

6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните:

— отношение к войне

на вечере

У А. П. Шерер;

— поведение

На войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля


Искренний патриотизм, боль за свою

Родину. Сражается на войне Николай; Петя,

Совсем еще мальчик, уходит на войну

В 1812 году с согласия родителей и погибает

В первом же бою.

Наташа требует отдать подводы раненым.

Ростовы покидают свои дома, как и многие

Жители


Глубокий патриотизм и отца, и детей.

Андрей сражается во время войны 1805—

1807 годов, уходит в отряд Багратиона,

В 1812 году уходит из штаба, командует

Полком (солдаты называют его «наш

Князь»).

Старый Болконский сам пытается защищать

Свою землю.

Княжна Марья отказывается

От покровительства французов и уезжает

Из Лысых Гор, которые должны захватить

Французы

7. Недостатки


Доброта иногда носит внешний характер

(история Сони).

Иногда жестокость (Николай по отношению

К крестьянам).

Непрактичность, мотовство отца Ростова


Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)

8. Отношение автора Наташа — любимая героиня Толстого, идеал Княжна Марья — тоже идеал женщины,


К героиням


Женщины, воплотившийся в семье


По мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага

9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность


Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя


Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

Урок может быть проведен и в форме семинара по проблеме «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?». Во внеурочной работе по литературе эта проблема может быть рассмотрена шире, с обсуждением воспитания вообще, с выяснением причин конфликтов отцов и детей, которая всегда стоит особенно остро.

«Более всего я любил мысль народную». Тема народа в романе «Война и мир»

Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.

Толстой хотел показать:

Народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»);

Народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:

Судьбы народа,

Сам исторический процесс,

Широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей.

Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.