Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу.

Характерные черты Ростовы Болконские


1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер.

Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой;

Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-


Сравните:

— отношения между

гостями;

— причины прихода

(внешние:

великосветский

раут — и внутренние:

личные интересы)


Митенька, Соня, воспитывающиеся

В их семье).

Отношения между родителями —

Взаимоуважение, почтение(обращения).

Положение матери — положение хозяйки

Дома (именины).

Отношение к гостям — радушие ко всем без

Почитания чинов (именины)


Аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главное — честь

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми


Доверчивость, чистота и естественность

(рассказы Наташи матери обо всех своих

Увлечениях).

Уважение друг к другу, желание помочь без

Нудных нотаций (история с проигрышем

Николая).

Свобода и любовь, отсутствие жестких

Воспитательных норм (поведение Наташи

Во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай

Не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях — любовь, жизнь

По законам сердца


Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».

Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума

3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова


Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа


Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах


Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы


Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)

5. Отношение к народу


Восприятие народности более

На эмоциональном уровне (сцена охоты,

Песня дядюшки, пляска Наташи)


Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами

6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните:

— отношение к войне

на вечере

У А. П. Шерер;

— поведение

На войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля


Искренний патриотизм, боль за свою

Родину. Сражается на войне Николай; Петя,

Совсем еще мальчик, уходит на войну

В 1812 году с согласия родителей и погибает

В первом же бою.

Наташа требует отдать подводы раненым.

Ростовы покидают свои дома, как и многие

Жители


Глубокий патриотизм и отца, и детей.

Андрей сражается во время войны 1805—

1807 годов, уходит в отряд Багратиона,

В 1812 году уходит из штаба, командует

Полком (солдаты называют его «наш

Князь»).

Старый Болконский сам пытается защищать

Свою землю.

Княжна Марья отказывается

От покровительства французов и уезжает

Из Лысых Гор, которые должны захватить

Французы

7. Недостатки


Доброта иногда носит внешний характер

(история Сони).

Иногда жестокость (Николай по отношению

К крестьянам).

Непрактичность, мотовство отца Ростова


Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)

8. Отношение автора Наташа — любимая героиня Толстого, идеал Княжна Марья — тоже идеал женщины,


К героиням


Женщины, воплотившийся в семье


По мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага

9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность


Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя


Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

Урок может быть проведен и в форме семинара по проблеме «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?». Во внеурочной работе по литературе эта проблема может быть рассмотрена шире, с обсуждением воспитания вообще, с выяснением причин конфликтов отцов и детей, которая всегда стоит особенно остро.

«Более всего я любил мысль народную». Тема народа в романе «Война и мир»

Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.

Толстой хотел показать:

Народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»);

Народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:

Судьбы народа,

Сам исторический процесс,

Широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей.

Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  3. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  4. Наташа Ростова — моя любимая героиня в романе  Новое!
    Она обворожительна. Л. Толстой. Война и мир Еще задолго до того, как я дочитала до конца гениаль­ный роман Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь легко и просто, так, как умеет только она. Эта девушка не зря не только...смотреть целиком
  5. На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)
    Роман – эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий. Все это достигнуто...смотреть целиком
  6. История души человеческой (образ Андрея Болконского)  Новое!
    Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине. В своих поисках, в своих находках, в своем творчестве Толстой продолжил начинание Лермонтова. Вот что писал Лермонтов в предисловии к журналу...смотреть целиком
  7. Николенька Иртеньев — прямой предшественник героев «Войны и мира»  Новое!
    Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», которую нередко называли «элегией в прозе», была задумана как роман или, говоря точнее, как эпопея развития человеческого характера. И если первоначальный замысел не был реализован в полной мере («Молодость»...смотреть целиком