Страница: [ 1 ]  2  

В счастливой семейной жизни Пьер укреплялся в радостном ощущении бытия, в подлинно человеческом нравственном достоинстве, «В себе самом он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо… и отражение это произошло не путем логической мысли, а другим, таинственным непосредственным Отражением». В Наташе Пьер нашел ту чуткость к иррациональному, на что опирается мысль, - именно поэтому общение между ними было таким содержательным и радостным. В связи с этим В. Вересаев верно заметил: «И вот соприкасаются друг с другом два совершенно различных духовных мира. Соединяются не две одинаковые силы, а происходит взаимодействие двух сил качественно различных. Мысль мужская погружается в золотистую, неразличимую тьму женского и в таинственном отражении возвращается оттуда просветленною, углубленною и очищенною. И кто определит - где тут и какова доля работы каждой из сил?»

Инстинктивная и, более того, интуитивная жизнь положительных героев Толстого поражает своим полнокровным и щедрым характером, но вместе с тем их так называемая «чувственность» выступает облагороженной, изнутри идущей, чистейшей моральностью. Гармоничность душевного склада Наташи и определяется этим органическим сцеплением все же противоположных для Толстого начал - духовного и плотского. Причем это сцепление происходит на уровне моральной восприимчивости, интуитивной духовности и не поднимается в интеллектуальную сферу. В этом отличие Толстого от Тургенева, для которого прекрасное, проявляющееся, например, в чистой первой любви, тоже предполагает единство естественного и нравственного на почве уже идейно-нравственных решений героев.

Главное в личности толстовских героинь (Наташа, Кити, Анна) - это страстное жизнелюбие, исключительная сосредоточенность на интимных переживаниях, одновременно сила внутренней моральной отзывчивости. В «Войне и мире» Толстой сумел передать равновесие душевного здоровья, могучую, неуемную силу жизненных инстинктивных влечений, беспричинную радость бытия и поэзию естественного чувства, которые связаны с биологической природой человека, но безмерно облагорожены его «духовностью», тем богатством морального чувства, которое все же противостоит человеку как природному существу.

Мережковский писал о «биологизме» Толстого, о воспевании автором «Войны и мира» стихийного язычества, о создании им культа тела: «Толстой - великий творец человеческих тел и только отчасти человеческих душ, именно в той стороне их, которая обращена к телу, к бессознательным, животно-стихийным корням жизни». М. Б. Храпченко справедливо подвергает критике введенное понятие о «биологизме»: «Несомненно, что Толстой умел великолепно передавать стихийные импульсы человеческой натуры, естественные порывы и страсти. Но меньше всего писатель ограничивал себя изображением этой области человеческих переживаний. Они интересовали его как естественные основы, исходный момент неизмеримо более сложных психических процессов».

Принимая в людях непосредственность и наивность эгоизма, сильные инстинктивные влечения к счастью и наслаждению, Толстой полагает возможным сочетание такой страстной и жадной любви к жизни с несомненной чистотой нравственного чувства. В этой гармонии плотского и духовного Толстой и видит апофеоз жизни, ее триумф: «Идеал есть гармония. Одно искусство чувствует это. И только то настоящее, которое берет себе девизом: нет в мире виноватых. Кто счастлив, тот прав», - записал он в дневнике в период формирования замысла «Войны и мира» . Такое приятие бытия, такое благословляющее признание жизни звучит полным голосом и в толстовской эпопее.

Наташа Ростова счастлива и права, потому что, живя для себя, со всей возможной мерой наслаждаясь прелестью бытия, она заражает других жизнелюбием и светом своей души, активизирует в них романтические настроения.



Толстой понимал и показал, что личная заинтересованность не противоречит «общему благу». Люди, подобные Николаю Ростову, живущие только «личными интересами настоящего», объявляются «самыми полезными» деятелями истории. Николай Ростов или Константин Левин, заботясь об интересах семьи, о будущности детей, своей активной хозяйственной деятельностью только способствовали росту крестьянского благосостояния. Из этого факта В. Ермилов сделал вывод о том, что Толстой, отметивший в личности некоторых положительных героев такое единство личного и общего, отвращение к лицемерной филантропии, отвлеченной жертвенности, этим самым смыкался с революционными демократами, с их этическими воззрениями, с той только разницей, что он утверждал эгоизм непосредственный, наивный, а те - разумный. Оговариваясь, что само понятие разумного эгоизма было неприемлемо для Толстого. Ермилов со всей категоричностью утверждает: «Однако при всем различии мысли Чернышевского и мысли Толстого все же перекличка между двумя писателями остается несомненной.


Эгоизм они считали сущностью натуры и стремились сделать его «разумным», т. е. привести в сочетание с общественными интересами. Толстой же в стремлении к удовлетворению личного интереса видел лишь проявление сильной жизненной страсти, но не находил в этом стремлении высшего нравственного содержания, хотя и понимал, что служение личному интересу является средством осуществления исторической необходимости.

Для Чернышевского нравственное - это облагороженная естественная природа человека, понявшего полезность служения добру. Для Толстого нравственное - духовность человека, его свободная воля, находящаяся в согласии с нравственным законом и во «времени» ограниченная бесконечно малым моментом. И в дальнейшем, не только в эпилоге к роману «Война и мир», Толстой будет трактовать нравственное чувство как абсолютную ценность, как доказательство божественного происхождения человека: «То, что человек сознает себя свободным, - это-то и есть то, что рождено от бесконечного, то, что мы называем богом. Это-то рождение от бога, этого сына бога в человеке, мы должны возвысить в себе для того, чтобы получить жизнь «истинную»,- скажет он в трактате «В чем моя вера?». Эта свободная духовная сущность, заключенная в человеке, и становится залогом победы его нравственных побуждений, его «воскресения».

Разумеется, в практике художественного творчества, в особенности в романе «Война и мир». Толстой свои воззрения преломляет эстетически. В результате такого синтезирования Толстой достигает реалистического изображения «человеческой чувственности», бесконечно обогащенной целенаправленной деятельностью.

Признавая моральное право на эгоистическое наслаждение жизнью и даже видя осуществление эстетического идеала в этой гармонии естественного и нравственного, духовного и телесного, например в счастливых браках Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи, Толстой в то же время на вершину иерархии нравственных ценностей возносит самоотвержение, чистую любовь к другим.

Этическую позицию Толстого в романе «Война и мир» нельзя свести к какому-то одному нормативному тезису. Продолжая пушкинскую традицию, он полон внимания к многообразным впечатлениям бытия, к различным проявлениям и граням действительности. В художественных изображениях писателя нет прикованности к какой-нибудь доктрине и нет последовательного осуществления какого-нибудь «учения». Этико-философские воззрения Толстого, эстетически выражаясь » его художественном творчестве, поражают не только глубиной проникновения в тайну человеческой личности, и ее психологию, но и своей широтой и разносторонностью.

Доминанта эстетического идеала Толстого связана с пониманием жизни в ее гармонии естественного и нравственного. И это понимание прекрасного как гармонического равновесия «плотского» и «духовного» порождает заострения идеального в личности героев. Именно торжествующая красота и радостное романтическое возвышение находят свое выражение в глубоко очеловеченной любви Пьера Безухова к Наташе Ростовой, а также в тех нравственно-психологических состояниях Андрея Болконского, которые связаны с его возрождением к жизни благодаря встрече с Наташей.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Любимые страницы романа Л.Н. Толстого
    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...смотреть целиком
  3. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  4. Разнообразие душевного мира героев (по роману А.Н. Толстого "Война и мир")
    А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний...смотреть целиком
  5. Образ и характеристика князя Андрея Болконского
    С князем Андреем Болконским мы знакомимся уже на первых страницах романа «Война и мир». Весь внешний вид героя Л. Н. Толстого, его «усталый, скучающий взгляд» говорит нам о том, что этот человек находится в состоянии душевного кризиса. Ему наскучила...смотреть целиком
  6. Князь Василий Курагин  Новое!
    Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица." Говорил...смотреть целиком
  7. Роль войны в романе «Война и мир»  Новое!
    Война является одним из основных конфликтов романа, так как именно она двигает сюжет, развивает события, не даёт спокойной жизни героям. Война в романе всегда горе и смерть, а зачастую и бессмысленное страдание народа. Война и любовь (мир) являются...смотреть целиком