Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу.
Характерные черты Ростовы Болконские
1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер.
Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой;
Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-
Сравните:
— отношения между
гостями;
— причины прихода
(внешние:
великосветский
раут — и внутренние:
личные интересы)
Митенька, Соня, воспитывающиеся
В их семье).
Отношения между родителями —
Взаимоуважение, почтение(обращения).
Положение матери — положение хозяйки
Дома (именины).
Отношение к гостям — радушие ко всем без
Почитания чинов (именины)
Аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главное — честь
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми
Доверчивость, чистота и естественность
(рассказы Наташи матери обо всех своих
Увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без
Нудных нотаций (история с проигрышем
Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких
Воспитательных норм (поведение Наташи
Во время именин; пляска графа Ростова).
Верность семейным отношениям (Николай
Не отказался от долгов отца).
Главное в отношениях — любовь, жизнь
По законам сердца
Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».
Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума
3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова
Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа
Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах
Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы
Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)
5. Отношение к народу
Восприятие народности более
На эмоциональном уровне (сцена охоты,
Песня дядюшки, пляска Наташи)
Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами
6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните:
— отношение к войне
на вечере
У А. П. Шерер;
— поведение
На войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля
Искренний патриотизм, боль за свою
Родину. Сражается на войне Николай; Петя,
Совсем еще мальчик, уходит на войну
В 1812 году с согласия родителей и погибает
В первом же бою.
Наташа требует отдать подводы раненым.
Ростовы покидают свои дома, как и многие
Жители
Глубокий патриотизм и отца, и детей.
Андрей сражается во время войны 1805—
1807 годов, уходит в отряд Багратиона,
В 1812 году уходит из штаба, командует
Полком (солдаты называют его «наш
Князь»).
Старый Болконский сам пытается защищать
Свою землю.
Княжна Марья отказывается
От покровительства французов и уезжает
Из Лысых Гор, которые должны захватить
Французы
7. Недостатки
Доброта иногда носит внешний характер
(история Сони).
Иногда жестокость (Николай по отношению
К крестьянам).
Непрактичность, мотовство отца Ростова
Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)
8. Отношение автора Наташа — любимая героиня Толстого, идеал Княжна Марья — тоже идеал женщины,
К героиням
Женщины, воплотившийся в семье
По мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность
Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя
Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого
Урок может быть проведен и в форме семинара по проблеме «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?». Во внеурочной работе по литературе эта проблема может быть рассмотрена шире, с обсуждением воспитания вообще, с выяснением причин конфликтов отцов и детей, которая всегда стоит особенно остро.
«Более всего я любил мысль народную». Тема народа в романе «Война и мир»
Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
Толстой хотел показать:
Народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»);
Народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:
Судьбы народа,
Сам исторический процесс,
Широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.