Тургенев и Толстой были антиподами по своим принципам воспроизведения внутренней душевной жизни человека, хотя и относились к одному течению в литературе критического реализма. Разделенные своими представлениями о структуре личности, они в одном и том же направлении отвечали на вопрос о причинах, определяющих нравственное содержание человеческой личности. Оба писателя сознавали отчетливо, что духовное богатство человека во многом зависит от меры его близости к пароду, к его «субстанциальному» началу. Они были убеждены, что соприкосновение с народом - необходимое условие духовного роста человека из господской среды. Лаврецкий и Лиза близко стояли к национальным основам русской жизни, именно поэтому они отличались моральной чуткостью.

Андрей Болконский преодолевает свою индивидуалистическую настроенность, сближаясь с солдатами в войне 1812 года, о нем солдаты говорят: «наш князь». В результате он начинает сознавать себя частицей единого мужицкого коллектива, каплей огромного народного моря. Пьер Безухов на Бородинском поле решает «солдатом быть, просто солдатом», «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Глубокое человеческое единство ощущает Толстой в мужицком мире. Внутренняя нравственная связь крестьян проявляется и в дружной работе на земле, и в их действиях на войне.

При всех разногласиях Тургенев и Толстой были союзниками: они выступали против эгоистической обособленности людей, прошв индивидуалистической замкнутости, с критикой античеловеческой морали господствующего класса. Недаром в письме к Л. Н. Пыпину от 10 января 1884 года Толстой писал: «Он не употреблял свой талант (уменье хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на го, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться. По-моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса:

* вера и красоту (женскую любовь - искусство). Это выражено во многих его вещах;
* сомнение в этом и сомнение во всем. Это выражено и трогательно, и прелестно в «Довольно» и
* несформулированная… двигавшая им и в жизни, и в писаниях пера в добро - любовь и самоотвержение, выраженные всеми типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в Дон-Кихоте, где парадоксальность и особенность формы освобождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра».


Эта характеристика Тургенева-художника, сделанная Толстым уже после смерти друга-антагониста, поражает Нас своей меткостью и глубиной, пониманием личности и творчества современника. Революционно-демократическая критика в. лице Чернышевского и Добролюбова подметила характерную особенность тургеневского реализма-сочетание эпической манеры повествования с поэзией чувства. Поэзия и лиризм совсем не противостояли: вниманию Тургенева к «живым струнам общества», к идейно-нравственным запросам современного человека. Лиризм как средство выражения авторского пафоса приобретает в произведениях Тургенева романтический характер именно в силу острого интереса к идейно-романтической сфере жизни, к состояниям эстетического созерцания и героического гражданского порыва.

Романтизм как направление и метод давно ушел в прошлое, а романтика постоянно возрождалась именно потому, что ее источником является сама жизнь, «таинственная почва души и сердца» (Белинский)

Похожие сочинения

  1. Влияние Тургенева на современников и его место в русской классической литературе
    Тургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими "Записками охотника", которые способствовали освобождению...смотреть целиком
  2. Роль любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева
    Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть “Вешние воды” по типу...смотреть целиком
  3. Детство Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал...смотреть целиком
  4. Мастерство Тургенева – психолога  Новое!
    Тургенев – один из крупнейших писателей XIX в. не только России, но и Европы. Он создал целую серию романов и как писатель этого жанра сумел сделать свои произведения привлекательными не только для читателей его родины: целостность сюжета (хотя строгая...смотреть целиком
  5. Тургенев писатель гуманист  Новое!
    Художник А. П. Боголюбов приводит слова умирающего Тургенева: «Вы любите людей, и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда...»3. Гуманистическим пафосом проникнуто все творчёство писателя от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе»....смотреть целиком
  6. Вопрос о Тургеневе рисовальщике  Новое!
    Современники Тургенева неоднократно подчеркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. «Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках. Им даже была придумана, благодаря этому его искусству, особая игра. Тургенев рисовал профиль,...смотреть целиком
  7. Личная жизнь Тургенева  Новое!
    Личная жизнь Тургенева, однако, складывалась неудачно. Он был материально зависим от матери, несогласия и столкновения с которой принимали со временем все более и более острый характер. Все считали его богатым человеком, а на самом деле он находился...смотреть целиком