Тургенев и Толстой были антиподами по своим принципам воспроизведения внутренней душевной жизни человека, хотя и относились к одному течению в литературе критического реализма. Разделенные своими представлениями о структуре личности, они в одном и том же направлении отвечали на вопрос о причинах, определяющих нравственное содержание человеческой личности. Оба писателя сознавали отчетливо, что духовное богатство человека во многом зависит от меры его близости к пароду, к его «субстанциальному» началу. Они были убеждены, что соприкосновение с народом - необходимое условие духовного роста человека из господской среды. Лаврецкий и Лиза близко стояли к национальным основам русской жизни, именно поэтому они отличались моральной чуткостью.

Андрей Болконский преодолевает свою индивидуалистическую настроенность, сближаясь с солдатами в войне 1812 года, о нем солдаты говорят: «наш князь». В результате он начинает сознавать себя частицей единого мужицкого коллектива, каплей огромного народного моря. Пьер Безухов на Бородинском поле решает «солдатом быть, просто солдатом», «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Глубокое человеческое единство ощущает Толстой в мужицком мире. Внутренняя нравственная связь крестьян проявляется и в дружной работе на земле, и в их действиях на войне.

При всех разногласиях Тургенев и Толстой были союзниками: они выступали против эгоистической обособленности людей, прошв индивидуалистической замкнутости, с критикой античеловеческой морали господствующего класса. Недаром в письме к Л. Н. Пыпину от 10 января 1884 года Толстой писал: «Он не употреблял свой талант (уменье хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на го, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться. По-моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса:

* вера и красоту (женскую любовь - искусство). Это выражено во многих его вещах;
* сомнение в этом и сомнение во всем. Это выражено и трогательно, и прелестно в «Довольно» и
* несформулированная… двигавшая им и в жизни, и в писаниях пера в добро - любовь и самоотвержение, выраженные всеми типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в Дон-Кихоте, где парадоксальность и особенность формы освобождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра».


Эта характеристика Тургенева-художника, сделанная Толстым уже после смерти друга-антагониста, поражает Нас своей меткостью и глубиной, пониманием личности и творчества современника. Революционно-демократическая критика в. лице Чернышевского и Добролюбова подметила характерную особенность тургеневского реализма-сочетание эпической манеры повествования с поэзией чувства. Поэзия и лиризм совсем не противостояли: вниманию Тургенева к «живым струнам общества», к идейно-нравственным запросам современного человека. Лиризм как средство выражения авторского пафоса приобретает в произведениях Тургенева романтический характер именно в силу острого интереса к идейно-романтической сфере жизни, к состояниям эстетического созерцания и героического гражданского порыва.

Романтизм как направление и метод давно ушел в прошлое, а романтика постоянно возрождалась именно потому, что ее источником является сама жизнь, «таинственная почва души и сердца» (Белинский). Романтика появляется там, где мысль становится «осердеченной», т. е. вспыхивает под воздействием глубокого чувства, где человек возвышается до эмоционального самоосознания и самоопределения, где стремление к возвышена ному идеалу становится эмоционально взволнованным.

Реалистическим произведениям Тургенева в высшей степени присуща романтика, т. е. субъективная лирическая стихия. Однако «идеальное» у него сливается с «реальным», т. е. приобретает социально-историческую конкретность. Идеальные характеры одповременно являются и типическими, наделенными чертами исторического и социального своеобразия. Писатели не могли не учесть идейно-творческий опыт Тургенева, его пристальное внимание к потенциям духовной жизни народа, его способности наблюдать зарождающуюся и развивающуюся жизнь, умения «угадывать новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание».

Этот метод заострения идеальных порывов человеческой души имеет непосредственное отношение к писателям социалистического реализма, о чем гак убедительно сказал А. М. Горький в 1933 году в отзыве о выставке «Художники». Он призывал, здесь наших писателей не бояться «некоторой обобщающей идеализации» в создании героического характера, «ибо в наш век человек делает столько прекрасного и чудесного».