«Лишних людей» мы встречали еще у Пушкина и Лермонтова. Вспомним Онегина и Печорина, их ощущение бессмысленности жизни. Эти люди были несчастны из-за того, что они «лишние» в мире, живут «без цели, без трудов». Тему «лишнего человека» продолжил Турегенев. Попробуем понаблюдать за особенностями этого типа людей в его произведениях «Дневник лишнего человека», «Гамлет Щегловского уезда» и «Рудин».

Первая их особенность – одинокое детство. Герой из «Дневника лишнего человека» и Рудин рано осиротели (прослеживается тема отсутствия теплого гнезда). В «Дневнике…» герой пишет о том, что его рождения не ждали, родился он «некстати». Все трое в детстве были очень одиноки. Можно сказать, что с малых лет герои выброшены из мира.

Вслед за детством идет юность, пора обучения. Какое образование получают герои? Образованы они хорошо, как правило, обучались за границей. Но это образование носит книжный характер. Они знают языки, разбираются в литературе и других гуманитарных науках, но их знание не носит прикладной характер. Они знают очень много, но совершенно не представляют, какова реальная жизнь. Кроме того, что они имеют смутное представление о жизни вообще, они плохо представляют себе именно русскую действительность ( это касается того случая, когда герой учился за рубежом).

Еще одно отличие тургеневского «лишнего человека» - это присущий ему особенный тип сознания. Его источник - комплекс неполноценности в совокупности с гордыней и высокими запросами. Как следствие, возникают самоумаление, завистливость, мнительность ,множество комплексов, чувство неполноценности.

«Лишний человек» всегда несчастен. Почему? Во-первых, он совершенно не знает жизнь . Во-вторых, у него слишком сильно развита рефлексия, что влечет за собой слабость, бессилие, неумение решительно действовать. Герой очень сосредоточен на себе. Форма его самовыражения в произведении – дневник, исповедь, монолог, письмо. У «лишнего человека» всегда есть идеал, мечта. Но всегда происходит конфликт идеального с реальным миром, что делает несчастным героя.

Что стремился сказать автор своими произведениями о «лишних людях»? Было ли его единственной целью описать этот тип? А может быть, автор размышлял о том, что человек как таковой – лишний во Вселенной? Что человек – это существо, цель жизни которого неясна и без которого Вселенная легко сможет обойтись?

Похожие сочинения

  1. Тема «лишних людей» в творчестве И.С.Тургенева
    «Быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя» – главный предмет художественного изображения у этого писателя. Тургенева привлекают «русские Гамлеты» – тип дворянина-интеллектуала, захваченного культом философского знания 1830-х – начала...смотреть целиком
  2. Женские образы в прозе И. С. Тургенева  Новое!
    Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Турге­нева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные про­блемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений...смотреть целиком
  3. Литературные параллели в творчестве Жорж Санд и И. С. Тургенева  Новое!
    Романы и публицистические сочинения Жорж Санд были восторженно восприняты в XIX веке самыми выдающимися писателями и критиками России. Эта популярность великой писательницы и ее влияние на русскую литературу особенно прослеживается в творчестве писателей...смотреть целиком
  4. Тургенев
    Тургенев- один из моих любимых писателей. Читая его произведения, Мы видим не только персонажей, но и в чем-то самого автора. И сразу Вспоминаешь слова героини островского(правда, говорила она не о Тургеневе, но): "Каждое слово, которое я говорю...смотреть целиком
  5. «Стихотворения в прозе» И С Тургенева  Новое!
    Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических...смотреть целиком
  6. Пафос повестей и романов Тургенев  Новое!
    Тургенев создает изображение главных героев в их сложной и тонкой душевной и умственной жизни. Они встречаются по различным, иногда случайным поводам, между ними нередко начинается живой обмен мнений, иногда он переходит в споры и выявляет различия их...смотреть целиком
  7. Идейно художественные достижения Тургенева  Новое!
    В статье о комедии А. Островского «Бедная невеста» Тургенев, внутренне опираясь на идейно-художественные достижения Пушкина, говорит о той ложной манере, которая «состоит в подробном до крайности и утомительном воспроизведении всех частностей и мелочей...смотреть целиком