Страница: [ 1 ]  2  

Личная жизнь Тургенева, однако, складывалась неудачно. Он был материально зависим от матери, несогласия и столкновения с которой принимали со временем все более и более острый характер. Все считали его богатым человеком, а на самом деле он находился в крайне стесненном материальном положении. К 1845 г. относится начало загадочной дружбы Тургенева с знаменитой певицей Полиной Виардо-Гарсия. Мать была недовольна его привязанностью к "проклятой цыганке" и не давала Тургеневу ни гроша.

В 1842 г. Тургенев по желанию матери поступил в канцелярию Министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантично. Кончилось дело тем, что, прослужив года полтора, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.

В 1847 г. писатель вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию. Дела его были в самом плачевном положении; он жил займами у приятелей, авансами из редакций да еще тем, что сокращал свои потребности до минимума.

В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не увиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян. В 1852 г. на него неожиданно обрушилась гроза. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный Мусин-Пушкин, "о таком писателе преступно отзываться столь восторженно". Тургенев отослал статью в Москву, В. П. Боткину, и тот ее напечатал в "Московских ведомостях". В результате Тургенев был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.

После "Записок охотника", законченных в 1851 г., и драматических произведений Тургенев пишет повести: "Дневник лишнего человека" (1850), "Три встречи" (1852), "Два приятеля" (1854), "Муму" (1854), "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856). Кроме "Трех встреч", которые представляют собой довольно незначительный анекдот, прекрасно рассказанный и заключающий в себе удивительно поэтическое описание итальянской ночи и летнего русского вечера, все остальные повести нетрудно объединить в одно творческое настроение глубокой тоски и какого-то беспросветного пессимизма. Это настроение теснейшим образом связано с унынием, которое охватило мыслящую часть русского общества под влиянием реакции первой половины 50-х годов

В силу той же чуткости к колебаниям общественной атмосферы Тургенев вслед за наступлением в 1855 г. новой полосы государственной жизни пишет четыре крупнейших своих произведения: "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), в которых является самым замечательным выразителем первой половины эпохи реформ. Ярче всех своих сверстников он уловил тот момент единодушия общественных стремлений, когда все хоронили старое и, не предвидя никаких осложнений, надеялись на лучшее будущее.

Романом "Рудин", написанным в 1856 г., начинается наиболее прославивший Тургенева период больших романов и повестей. Тургенев ярче других своих сверстников отразил мрачное отчаяние и уныние эпохи. Именно теперь в его творческом синтезе создался тип "лишнего человека.

Тургенев первый с необыкновенной силой изобразил и поворотный пункт эпохи. В лице Рудина Тургенев хоронил безволье и бездеятельность поколения 40-х годов, его бездельное прозябание и бесплодную гибель. Герой романа стал нарицательным именем для людей, у которых слово не согласуется с делом.

Если в "Рудине" Тургенев, чутко идя навстречу нарождающейся потребности в живой деятельности, казнил только праздно болтающих людей поколения сороковых годов, то в "Дворянском гнезде" он пропел отходную всему своему поколению и без малейшей горечи уступал место молодым силам. В лице Лаврецкого мы несомненно имеем одного из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей полосы русской жизни; он человек и тонко мыслящий, и тонко чувствующий.

Своим зорким творческим оком Тургенев уже видел нарождение новой русской женщины — и как выражение новой полосы русской жизни сделал ее центром следующего общественного романа своего: "Накануне". Уже в заглавии его было нечто символическое. Вся русская жизнь была тогда накануне коренных социально-государственных перемен, накануне разрыва с старыми формами и традициями. Героиня романа Елена — поэтическое олицетворение характерного для начальных лет эпохи реформ неопределенного стремления к хорошему и новому, без точного представления об этом новом и хорошем. Новая русская женщина — и в лице ее новая русская жизнь — искала прежде всего нравственного обаяния и практического осуществления идеалов.










Всего два года отделяют "Накануне" от последующего и самого знаменитого общественного романа Тургенева "Отцы и дети"; но за этот короткий срок произошли огромные перемены в общественных течениях. Нарождалось поколение, далеко ушедшее в своих стремлениях и идеалах от того скромного минимума человеческих прав, который давали стоявшие тогда на очереди реформы. Роман "Отцы и дети", появившийся в начале 1862 г., был закончен уже летом 1861 г., а задуман, значит, куда раньше, т. е. буквально в самый момент зарождения новых настроений молодого поколения. В "Отцах и детях" достигла самого полного выражения одна из самых характерных особенностей новейшей русской литературы вообще и Тургенева в частности — теснейшая связь литературного воздействия с реальными течениями общественных настроений.

В промежутках между четырьмя знаменитыми романами своими Тургенев написал статью "Гамлет и Дон-Кихот" (1860) и три замечательные повести: "Фауст" (1856), "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860), в которых дал несколько привлекательнейших женских образов.

В появившихся в 1864 г. "Призраках" элемент фантастический переплетается с рассудочным. Ту же смесь желания отрешиться от современности с раздражением против нее представляет собой своеобразный "отрывок" из записок "умершего художника" — "Довольно" (1860). Ясно чувствуется, что охлаждение, вызванное "Отцами и детьми", болезненно сказалось в сердце автора, столь привыкшем к всеобщей читательской любви. Высшей точки авторское раздражение достигло в "Дыме" (1867).

В "Литературных воспоминаниях" (1868) Тургенев говорит уже без всякой горечи о своей размолвке с прогрессивными элементами и фактически доказывает, как далек он был от желания написать в "Отцах и детях" карикатуру на молодое поколение вообще и на Добролюбова в частности. В том же году был преобразован в общелитературный журнал "Вестник Европы", в котором Тургенев становится постоянным сотрудником.

Ряд небольших повестей, с которыми Тургенев выступил в конце 1860-х гг. и первой половине 1870-х ("Бригадир", "История лейтенанта Ергунова", "Несчастная", "Странная история", "Степной король Лир", "Стук, стук, стук", "Вешние воды", "Пунин и Бабурин", "Стучит" и др.) весь относится к категории воспоминаний о далеком прошлом. За исключением "Вешних вод", герой которых представляет собой еще одно интересное добавление к Тургеневской галерее безвольных людей, все эти повести не имеют брльшого литературного значения. Воздержание Тургенева от разработки более современных тем до известной степени объясняется тем, что он теперь все меньше и меньше сталкивается с живой русской действительностью. Уже начиная с 1856 г.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Значение И. С. Тургенева в истории русской и мировой литературы  Новое!
    Во второй половине XIX в. Тургенев бесспорно занимал в литературном про­цессе центральное место. Тургенев был мастером самых различных лите­ратурных жанров, но в историю мировой литера­туры он вошел прежде всего как один из созда­телей классического...смотреть целиком
  2. Детство Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал...смотреть целиком
  3. Мастер русского слова: И. С. Тургенев
    С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы...смотреть целиком
  4. "Мысль Тютчева ... всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы..." (И.С. Тургенев).
    Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система...смотреть целиком
  5. Пейзаж в произведениях Тургенева
    Главными для героев не только повестей, но в конечном счете и романов Тургенева становятся коллизии и драмы не социальные, а онтологические, и в их числе драматическое взаимоотношение с Природой. Дело в том, что в качестве представителя новой истории...смотреть целиком
  6. Женские образы в прозе И. С. Тургенева  Новое!
    Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Турге­нева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные про­блемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений...смотреть целиком
  7. О творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    В истории отечественной литературы И.С. Тургеневу принадлежит место «летописца» жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной души. Первые литературные поэтические и драматические опыты Тургенева носили подражательный...смотреть целиком