Современники Тургенева неоднократно подчеркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. «Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках. Им даже была придумана, благодаря этому его искусству, особая игра. Тургенев рисовал профиль, а участвующие в игре, каждый по очереди, должны были под профилями писать характеристику лица, им изображаемого. Рисунки представляют собой портреты действующих лиц трех рассказов, входящих в цикл «Записок охотника»: «Однодворец Овсяников», «Касьян с Красивой Мечи» и «Гамлет Щигровского уезда». Остановимся на первом из них. Большая, выполненная тушью фигура однодворца, занявшая все основное пространство листа, привлекает к себе внимание не только своей монументальностью, но и характеристикой, данной писателем графическими средствами. Овсяников изображен очень полным, в свободном длинном сюртуке, застегнутом на все пуговицы; Ярко вычищенные сапоги облекают полные ноги. Вся его фигура и непокрытая голова с седыми растрепанными волосами, действительно, несколько напоминают Крылова, но лицо имеет индивидуальные черты.

Легко убедиться в полном соответствии рисунка описанию облика Овсянишва, данному в тексте «Записок охотника». В очерке «Мой сосед Радилов» читаем: «У этодъевда раздался стук беговых дрожек, и через несколько мгновений вошел в комнату старик высокого росту, плеч питый и плотный, однодворец Овсяников… Но Овсяников такое замечательное и оригинальное лицо, что мы, с позволения читателя, поговорим о нем в другом отрывке».

Дальше в очерке «Однодворец Овсяников» Тургенев пишет: «Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого., лет семидесяти, с лицом, напоминающим несколько лицо Крылова, с умным взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медлительной походкой: вот вам Овсяников. Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застегнутый доверху, шелковый лиловый платок на шее, ярко вычищенные сапоги с кистями, и вообще с виду походил на зажиточного купца. Руки у него были прекрасные, мягкие и белые: он часто с течение разговора брался на пуговицы своего сюртука. Овсяников своей важностью и неподвижностью, смышленостью и ленью, своим прямодушием и упорством напоминал мне русских бояр допетровских времен».




Последний из интересующих нас рисунков, «Гамлет Щигровского уезда», в отличие от двух первых, исполнен карандашом. «Гамлет» сидит на кровати, в ночном колпаке и рубахе. Брюзгливо перекосившееся лицо, жидкие усы и борода характеризуют слабовольного, иронизирующего над самим собою «пришибленного судьбою Василия Васильича».

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что мысль об иллюстрировании отдельных очерков «Записок икотника» возникала еще до того времени, как осуществлено было издание всей книги в целом, т. е. до 1852 года. Один из наиболее ранних проектов этого рода связан с деятельностью выдающегося русского художника и рисовальщика Павла Андреевича Федотова (1815-1852) - предшественника идейного реализма в русской живописи». Некрасов в следующем, 1849 году все же выпустил свой альманах в другом виде и под другим заглавием, желая этим удовлетворить читателей «Современника», ожидавших выхода в свет сборника и невольно обманутых редактором, хотя содержание его было значительно более бедным и тусклым, так как, по словам Л. Я. Головачевой-Панаевой, «цензура и слышать не хотела о чем-либо, напоминающем «Иллюстрированный альманах».

Таким образом, если отпали все сомнения по поводу того, что автором рисунка «Два помещика» является П. А. Федотов, То не может быть никаких сомнений и в том, что этот рисунок является иллюстрацией к одноименному очерку Тургенева. Для этот достаточно сравнить этот (воспроизводимый и при данной статье) рисунок с гекстом данного очерка. Напомним портреты обоих помещиков, как их изобразил сам Тургенев в тексте «Записок охотника» (первоначально очерк назывался «Два соседа»): «Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынокого. Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре.

Словесный портрет с иллюстрацией Федотова, чтобы видеть, что художник воспользовался всеми мельчайшими подробностями текста и дал точнейшее живописное воспроизведение описанного писателем помещика. Не упущены такие детали, как слепка повислые щеки, военная выправка стана, манера обращаться с «дворянами небогатыми или нечиновными» («Разговаривая с ними,- замечает Тургенев, - он обыкновенно глядит на них сбоку, сильно опираясь щекою в твердый и белый воротник…»). Не говорим уже о том, что художник воспользовался всеми без исключения указаниями текста относительно внешности и одежды Хвалынского, которые могли быть переданы в карандаше («сюртук, застегнутый доверху», «высокий галстух с накрахмаленными воротничками», «панталоны серые с искрой, военного покроя», «шляпу же надевает прямо на лоб, оставляя весь затылок наружи»… и т. д.).

Дальнейшие разыскания помогут установить, с какой целью Тургенев сделал свои иллюстрации: думал ли он о возможности иллюстрирования «Записок охотника», хотел ли снабдить своими эскизами художника-профессионала для наиболее удачного воплощения своего литературного замысла графическими средствами? В настоящее время мы можем, однако, с уверенностью утверждать лишь то, что указанные рисунки не предшествовали литературному тексту очерков, но сопровождали их. Во всяком случае, вместе с рисунком П. А. Федотова они представляют собою, невидимому, самые ранние иллюстрации к «Запискам охотника» и имеют поэтому особую документальную цен ность. Они должны быть также учтены в той еще ненаписанной истории отражения «Записок охотника» в русском изобразительном искусстве, которая могла бы представить многосторонний интерес-и для истории русского реалистического искусства, и для дальнейшего изучения знаменитой книги Тургенева.

Похожие сочинения

  1. Творчество И. С. Тургенева
    Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: «Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам,...смотреть целиком
  2. Женские образы в прозе И. С. Тургенева  Новое!
    Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Турге­нева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные про­блемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений...смотреть целиком
  3. Личная жизнь Тургенева
    Личная жизнь Тургенева, однако, складывалась неудачно. Он был материально зависим от матери, несогласия и столкновения с которой принимали со временем все более и более острый характер. Все считали его богатым человеком, а на самом деле он находился...смотреть целиком
  4. Динамика творчества Ивана Тургенева  Новое!
    Оценивая на склоне лет произведения своей литературной молодости, Тургенев отнесся к ним очень сурово. «Я чувствую, - писал он С. А. Венгерову в 1874 году, - положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного...смотреть целиком
  5. Критика о творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция! (Из письма А. А. Фету) ...Николай Петрович - это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков,...смотреть целиком
  6. Влияние Тургенева на современников и его место в русской классической литературе
    Тургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими "Записками охотника", которые способствовали освобождению...смотреть целиком
  7. «Чистое золото» тургеневской прозы  Новое!
    В ряду прославленных мастеров отечественной литературы И. С. Тургеневу принадлежит место великого писателя-реалиста, который в своих сочине­ниях охватил все слои русского общества и все важные изменения в обще­ственном сознании. Действительно, зрелое...смотреть целиком