С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, и может показаться, что их создал бесстрастный летописец, «добру и злу внимая равнодушно». Но если сопоставить произведения Тургенева с обстоятельствами жизни автора, то мы увидим, как много личных переживаний внесено в каждое из них. Какая душевная сила, какое мужество нужны были писателю, чтобы с такой самокритичностью, такой искренностью и честностью описать спою эпоху; стремясь ни на йоту не нарушить правду жизни, принося в жертву этой правде и интересы своего класса, и собственные убеждения.

Тургенев принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду. Предки Тургенева упоминались в летописях времен Ивана Грозного. К началу ~ XIX века род Тургеневых обеднел, и молодой поручик кавалергардского . полка Сергей Николаевич Тургенев решил поправить свое состояние женитьбой на одной из богатейших помещиц Орловской губернии — Варваре Петровне Лутовиновой. Невеста была на 6 лет старше жениха, не отличалась красотой, но была очень умнаг хорошо образованна, обладала тонким вкусом и сильным характером. Возможно, эти качества, наряду с богатством, повлияли на решение, молодого офицера.

Первые годы после женитьбы Тургеневы провели в Орле. Здесь у них родился первенец Николай, а через два года, 9 ноября (28 октября) 1818 года, второй сын, Иван.

Детство будущего писателя прошло в поместье матери — Спасском-Лутовинове. Отец его, занятый только собою, ни во что не вмешивался. Хозяйничала Варвара Петровна, неограниченно проявляя свой деспотический характер. Иван был*любимым сыном Варвары Петровны, но это была тяжелая, ревнивая, эгоистичная любовь. Варвара Петровна требовала от всех окружающих, особенно от сына Ивана, безграничного обожания, отказа ради любви к ней от всяких других интересов. До конца ее жизни в кротком “и нежном сердце Тургенева боролись два чувства: любовь к матери и стремление освободиться от ее. тиранической опеки. Иван Сергеевич рано понял, что деспотизм Варвары Петровны — явление, характерное для всего общественного строя. Ему часто приходилосьслышать рассказы о диком произволе помещиков. Неоднократно он сам бывал наказан, не зная никакой вины за собой. «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники,, щипки, колотушки, пощечины и пр. Ненависть к “крепостному праву уже тогда жила во мне»,— вспоминал впоследствии Тургенев.

Бессмысленная жестокость странно сочеталась в характере Варвары Петровны с любовью к красоте. Она очень любила цветы, птиц, природу. Роскошный лутовиновский парк не имел равных в округе. В поместье был домашний театр, богатая библиотека. Стремясь дать детям наилучшее образование, Тургеневы не жалели ни денег, ни собственных усилий. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки, по-английски; особое внимание в семье обращали на овладение родным языком.

Родители переехали в Москву, чтобы продолжить образование детей. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионах, затем под руководством приглашенных в дом учителей готовился к поступлению, в университет. Пятнадцати лет Тургенев успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского университета, а по окончании первого курса переехал в Петербург. К этому времени относятся его первые литературные опыты: драматическая поэма «Стено» и несколько стихотворений в романтическом духе. Наряду с литературными занятиями Тургенев много времени посвящает изучению философии. Интерес к философии был настолько серьезным — Тургенев хотел стать профессором философии, — что он, для того чтобы подготовить себя к этой деятельности, по окончании Петербургского университета занимался в Берлинском университете, в совершенстве овладел несколькими языками, включая древние, глубоко изучил историю, философию, литературу — немецкую, французскую, английскую, итальянскую. Увлекался Тургенев также музыкой, живописью, театром; объездил Италию, знакомясь с сокровищами искусства, прошел пешком Швейцарию… Он был эрудитом в самом высоком смысле слова. . По окончании Берлинского университета Тургенев вернулся на родину и весной 1842 года держал в Петербурге магистерские экзамены, но все оказалось напрасным: власти не разрешили восстановить кафедру философии, закрытую после восстания декабристов. Мечты об ученой карьере рушились.

Тургенев написал поэмы «Помещик» и «Разговор», повесть «Андрей Колосов», рассказы «Бретер», «Три портрета», пьесы «Неосторожность» и «Безденежье». В этих разнообразных по жанру произведениях продолжаются поиски писателем своего стиля. Меланхолическая грусть, поэзия воспоминаний, возвышенные мечты, характерные для романтических героев, близки натуре самого писателя, но Тургенев понял, что время романтических мечтаний прошло, что необходимо активное вмешательство в общественную жизнь, разоблачение всех ее безобразий; И он решительно присоединяется к группе передовых писателей, борющихся за реалистическое, «гоголевское» направление в русской литературе. В его произведениях этого периода развенчиваются романтические герои. За их «возвышенными чувствами» писатель видит эгоизм «людей, которых глубоко смущает какое-нибудь маленькое противоречие в их собственной жизни и которые с философским равнодушием пройдут мимо целого семейства ремесленников, умирающих с голода».

Это была первая победа Тургенева над самим собой, победа писателя-реалиста над романтическим мечтателем. Большую роль в выборе Тургеневым реалистического направления сыграла его дружба с В. Г. Белинским. Для молодого писателя В. Г. Белинский был высшим авторитетом во всех литературно-эстетических и общественных вопросах. В течение пяти лет, до самой смерти Белинского, Тургенев постоянно общался со своим другом и мудрым наставником. Белинский ввел Тургенева в круг молодых литераторов, привлек его к сотрудничеству в журнале «Современник». С первого номера журнала в нем стали печататься «Записки охотника», с восторгом и благодарностью встреченные русскими читателями. Как и Белинский, Тургенев считал своим главным врагом крепостное право. «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться… Это была моя Аннибаловская клятва», — писал он в своих воспоминаниях.