Тема урока: Стилевые особенности рассказа
А.П.Чехова « Хамелеон»
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь ;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову.

Оборудование урока:
1) виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18;

2)карточки с отрывками из рассказов
А.П.Чехова;

3) карточка с определением « стиль писателя»;
4)разборная таблица « Композиция рассказа».

Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Тип урока:
Урок- исследование

Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявление учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока .

2.Викторина ( подступ к теме)
На столе учителя заставка « Бюро литературных находок»
Учитель:
- И вновь на уроке у нас открыто « Бюро литературных находок». Какой-то чудак принёс сюда «рассказ», утверждая, что нашёл его в своём почтовом ящике. Однако в этом рассказе многие фразы показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него.
( Ученики выходят к доске , читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)

Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?

-Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может ещё что-то?

( Учащиеся говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)

-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
( Учащиеся находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)

Стиль писателя - особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.

- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова.

2. Основная часть урока.

- Начнём с начала, то есть с заглавия. Что должно отражать заглавие произведения?
( Тему или основную мысль произведения)
- Верно. По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким…и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа « Жестокий урок»…-неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: « Гувернантка»,нет, точнее,
« Размазня».
-Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чём могут быть рассказы с таким названием: « Лошадиная фамилия», « Злоумышленник», « Хамелеон»?
( Учащиеся высказывают свои предположения )
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткое, простое заглавие.
Запись в тетради:
1.Короткое, простое заглавие.

- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции.
( Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)

-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа
« Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Запись в тетради:
2.Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.

- Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Запись в тетради:
3. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

-Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
( Из диалога)
- В чём особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет или очень много говорят о герое рассказа. Прослушайте диалог из рассказа.

( Инсценированный отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учеников

На экране медиапроектора иллюстрация к рассказу.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)

- Какими вы увидели героев рассказа?

Запись в тетради:
4.Диалоговое построение рассказов.
5.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.

Работа учащихся с тренажёром ( 6 слайд)
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)

- Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина?
-Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось?

( конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)

- Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.
( Шинель. Учащиеся читают отрывки из рассказа)

Запись в тетрадях:
6. «Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

-Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
-Много ли эпитетов, сравнений?
( Почти нет)
-Любимая часть речи?
( Глагол)
-Слова вычурные, непонятные?
( Простые и точные)

Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

- А почему писатель избегает красивые эпитеты, сравнения?
( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни. Тут уж не до красивостей)

3. Итоги урока.

-Сделайте обобщение: каковы стилистические особенности рассказов Чехова.
( Учащиеся, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)

Учитель:
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно».Так ли это?. Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернёмся к рассказу « Хамелеон», какое человеческое качество высмеивает писатель?
( Угодничество, чинопочитание лицемерие)
Чтение вывода : Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18 Слайд « Хамелеон»

Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя.

Урок подготовлен и проведён
учителем русского языка и литературы
Фаткуллиной Р.М.

Похожие сочинения

  1. Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
    Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство...смотреть целиком
  2. Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон»  Новое!
    А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы....смотреть целиком
  3. Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон»
    Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или...смотреть целиком
  4. Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1)
    Максим Горький писал русскому писателю А. П. Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как буров в землю». Многие...смотреть целиком
  5. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1)
    А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством...смотреть целиком
  6. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"
    Рассказы А. П. Чехова полны не только тонкого юмора, но и острой иронии. Читая их, мы часто смеемся над тем, с чем сталкиваемся в повседневной жизни, но не обращаем на это внимание — настолько обычными стали хитрость и лесть, ложь и приспособленчество. В...смотреть целиком
  7. Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон», как средство характеристики героев  Новое!
    Чехов — мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом. Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки. Один...смотреть целиком