“Только пчела узнает в цветке затаённую сладость…”
По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза…


***


Так резко - сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.


***


Как мошки зарёю,
Крылатые звуки толпятся.

Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии.

Мотылёк мальчику.
Цветы кивают мне, головки наклоня,
И манит, куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?
Дитя кудрявое, любимый нежно сын
Неувядающего мая,
Позволь мне жизнию упиться день один,
На солнце радостном играя.
Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
Замрет на западе далеком,
И в час таинственный я упаду в ручей,
И унесет меня потоком.

В стихотворении \'\'Мотылёк мальчику\'\' Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: \'\'Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу\'\'. Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении \'\'Бабочка\'\'. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- \'\'жизнь\'\', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:

Бабочка
Ты прав
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу.
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность. Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам. Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: \'\'Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности\'\'. Так сказал критик Дружинин о стихотворении \'\'Пчёлы\'\', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его \'\'весеннего огня\'\':

Сердце пышет всё более и более,
Точно уголь в груди я несу.

Музыка \'\'сердечного огня\'\' звучит пчелиной песнью: \'\'В каждый гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела\'\' – и сам поет, как будто превращается в пчелу.


ПЧЕЛЫ


Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же!
С тоскою моею
Здесь расстанусь.
Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе \'\'радость земли\'\' – она символизирует как раз ту \'\'страстную чувственность\'\', которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение \'\'Это утро, радость эта\'\'.


***


Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой частью прекрасной весны. Фетовские \'\'песни любви\'\' часто поёт пчела, символизирующая страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении \'\'Роза\'\' поэт говорил:

И тебе, царица Роза,
Брачный гимн поёт пчела.

Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:

\'\'Вот жук взлетел и прожужжал сердито\'\'
\'\'Плачась, комар пропоёт\'\'
\'\'Жук, налетевший на ель
Хрипло подругу позвал\'\'

В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:

У Камина.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк.
Видений пёстрых вереница
Влечёт, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встаёт ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжёт душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.

В изображении энтомологии Фет часто использовал изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:

\'\'На тмине горят светляки\'\'
\'\'Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк\'\'.
Надо подумать ещё

Только Фету свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие тонкости в смутной окружающей среде. Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы поддержать философскую мысль: \'\'Человек и природа едины и зависимы друг от друга\'\'. Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей жизни.