Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином отставным ротмистром А.Н.Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через четырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической записи, и русский дворянин Афанасий Шеншин превратился в разночинца - «иностранца Афанасия Фета», которому удалось получить русское подданство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее. С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.
В 1840 году выходит первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», - пишет в 1843 году Белинский. В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 году ему удается перейти в привилегированный гвардейский полк, расквартированный невдалеке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий, обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии. В 1858 году Фет выходит в отставку.
Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занимается хозяйством, выступает как публицист-консерватор.
Демократическая критика встречает в штыки двухтомное собрание его лирики 40-50-х годов (1863). С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Определяющее начало в циклах - публицистика, но вместе с тем это самая настоящая «деревенская» проза: циклы состоят из очерков, рассказов и даже новелл.
Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза - язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе - реалистической. Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтического творчества (1870-1892). В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С.Тургенев: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».
Став богатым помещиком, Фет занимается и благотворительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, «делает много добра соседним крестьянам». Характерно, что в эти годы, как бы наперекор достигнутому благополучию, у Фета прорываются чувства тоски и недовольства собой. В одном из писем он пишет: «Застываю теперь, как земля осенью», в другом жалуется на «почти абсолютное одиночество». Единственную отраду Фет находит в поэзии. Творческий подъем начала 80-х годов продолжается до конца жизни. Он публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», занимается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией. Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны,
Фета, мастера поэтического слова; с другой - Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет-Шеншин стало привычным.
Фет - романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар «ловить неуловимое», фиксировать «эфирные оттенки чувства». В лирике поэта занимают важнейшее место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии – природа и любовь. Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства.
Это ощущается в таких стихотворениях, как «Печальная береза…», «Псовая охота», «Задрожали листы, облетая…» и др. Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л.Толстого в первую очередь). Поэтизация красот природы - одна из заслуг Фета лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.
Другая, не менее значительная заслуга Фета - изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. При этом облики героя и героини лишены у Фета социально- бытовой определенности. Недаром для стиля его любовных стихов так характерен прием, когда портретная или психологическая деталь выступает как часть целого. «Влево бегущий пробор», «детские слезы», «нерукотворные черты», «изгибы близкой души», «муки души безгрешной», «образ мгновенный» - признаки героини.
«Глаз ревнивый», «больная душа», «тайная тоска в душе осиротелой» - признаки героя. В любовной лирике Фета слышатся и оптимистические, жизнеутверждающие мотивы. Это характерно и для поздних произведений поэта, созданных в течение 1882- 1892 годов (например, «Еще одно забывчивое слово…», «В степной глуши, над влагой молчаливой…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…» и др.). Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Именно поэтому она послужила прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова и др. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Поэт прожил долгую и нелегкую жизнь. Историческая судьба его наследства также весьма драматична. Фет вошел в литературу в 1840 году.
Пушкина уже не было; Лермонтов издал свой единственный стихотворный сборник; Тютчев был известен узкому кругу ценителей; новое поколение поэтов только формировалось. В 1840-50-е годы известность Фета начала расти. Но в последующее тридцатилетие стремление Фета любыми средствами доказать свою принадлежность к «трехсотлетнему дворянству» оттолкнуло от него широкого демократического читателя, заслонив главное в нем - огромный талант лирика.
Своего признания он так и не увидел. 1892 год, последний в жизни Фета, явился кануном выхода сборников Брюсова «Русские символисты». На рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии, интерес к Фету быстро возрос. Постепенно становилось ясно, что за полвека литературной деятельности он открыл новую главу в истории отечественной поэзии, начиная «не календарный, настоящий двадцатый век» (А. Ахматова). Недаром Александр Блок считал своим непосредственным предшественником именно Фета. Поэзия Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один из самых читаемых поэтов-классиков.
ФОЛЬКЛОР - искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.